Теперь мы знаем в деталях, как развивается стенка клетки растения

Учены разобрались, как развивается клеточная стенка, как меняется ее структура и какие гены и ферменты при этом задействованы.

Ученые из Мельбурнского (Австралия), Кембриджского (Великобритания), Махидольского (Таиланд) университетов, а также Калифорнийского технологического института (США) и Института им. Жан-Пьера Бургина (Франция) впервые в подробностях разобрались, как развивается клеточная стенка, как при этом меняется ее структура и какие гены и ферменты задействованы в этом процессе. Статью об этом, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает сайт (e) Science News.

Международный коллектив ученых с помощью трех сложных техник построил динамическую трехмерную карту того, как развиваются стенки клеток апикальной меристемы — той части растительного побега, из которой образуются все наземные части растения, включая стебель, листья, цветки и, в конечном счете, плоды.

В апикальной меристеме много стволовых клеток, которые превращаются в разные растительные ткани. На их примере можно подробно и с самого начала отследить развитие растительной клетки, включая и ее стенку, состоящую преимущественно из целлюлозы.

Ученые отследили не только то, как структура растительной клеточной стенки формируется и меняется со временем. Они также разобрались в том, какие ферменты участвую в синтезе «строительных материалов» для нее, и какие гены их кодируют.

Это достижение может показаться сугубо теоретическим, но на самом деле в перспективе оно может иметь важное практическое значение.

«Наши результаты помогают лучше понять ключевую роль, которую играют клеточные стенки в развитии растений, и указывают потенциальные направления селекции растений для получения различных растительных продуктов с улучшенными свойствами», — объяснила доктор Моника Доблин (Monika Doblin) из Мельбурнского университета, одна из соавторов исследования.

Проще говоря, зная, как возникает и развивается клеточная стенка, можно, например, выводить породы деревьев с более прочной древесиной, сорта плодовых растений с более вкусными и полезными плодами и так далее.

Современные технологии позволяют ученым во всех подробностях разглядеть и изучить ключевые биологические процессы. Например, недавно они впервые сняли на видео трансляцию РНК в живых клетках