Стволовые клетки позволяют приводить в порядок больное сердце обезьян

Заболевания сердца убивают больше людей, чем любые другие болезни. В наше время сердечно-сосудистые заболевания, фактически, приобрели характер эпидемии — уж слишком специфический образ жизни ведет большинство людей. Стрессы, малоподвижный образ жизни, обильное питание, отсутствие физических нагрузок — все это приводит к проблемам со здоровьем, включая сердечно-сосудистые заболевания.

Современная медицина позволяет восстанавливаться пациентам, пережившим, например, инфаркт миокарда. При глубоком некрозе стенок сердца образуется рубец из соединительной ткани. Эта ткань менее эластична, чем окружающая «рабочая» ткань. Поэтому сердце в области рубца сокращается гораздо менее эффективно, чем в других частях. А это, в свою очередь, приводит к нарушению кровообращения.

6c0f5e4e0d93d194cb3645174531387b_0.png

Медики выделяют 2 типа повреждения сердца при инфаркте:

1. Проникающий инфаркт миокарда (повреждены эндокард, миокард и эпикард);
  2. Непроникающий инфаркт миокарда (повреждения ограничены лишь эндокардом, или же еще и частью миокарда).

Факторами риска для появления инфаркта традиционно считаются злоупотребления алкоголем, курение, чрезмерно обильная пища, «вредные продукты», малоподвижный образ жизни, диабет, возраст и наследственность.

Чем больше человек переживает инфарктов, тем хуже работает сердце, и тем тяжелее приходится всему организму. К сожалению, сердечная ткань не восстанавливается, так что повреждения сердца имеют кумулятивный эффект. Здесь проявляется фатальная зависимость — чем больше повреждений получает сердце, тем хуже оно работает, и тем выше вероятность получения новых повреждений. Еще до недавнего времени решить эту проблему было невозможно. Но сейчас, похоже, есть надежда на то, что ситуация в ближайшем будущем изменится к лучшему.

Японские ученые из Университета Синсю обнаружили, что стволовые клетки могут способствовать восстановлению тканей сердца. Стволовые клетки для «починки» сердечной мышцы можно брать у других приматов. Результаты экспериментов, проведенных на макаках, однозначно показывают улучшение работы сердца после проведения учеными соответствующих процедур. Скорее всего, говорят ученые, сердце человека тоже можно «починить» таким же образом.

Пересадка стволовых клеток от одного организма к другому для восстановления каких-либо поврежденных тканей — не новая идея. Новизна работы японских ученых в том, что они научились избегать отторжения трансплантируемых тканей. Трансплантируемые стволовые клетки обычно распознаются организмом животного или человека, как чужеродное включение. Включается иммунная система, и организм-хозяин начинает атаку. В результате трансплантат отторгается.

Ученые из Университета Синсю научились подбирать донора с максимальным сходством белков-маркеров у донора и реципиента. Иммунная система обычно распознает чужеродные белки такого типа. Но если подобрать сходные белки, то иммунную систему удается «обмануть», и она не включит защитный механизм.

Сначала ученые брали стволовые клетки и выращивали из них клетки сердца (так называемые кардиомициты). Затем эти клетки пересаживались последовательно пяти макакам, которые пережили инфаркт миокарда. Как оказалось, клетки успешно прижились и значительно улучшили работу больных сердец приматов. За обезьянами наблюдали три месяца, в течение которых их состояние постепенно улучшалось. В первый месяц, как говорят ученые, сердцебиение было нестабильным, но постепенно организм «пациентов» привел все в норму.

d00fcf7cb6fe0ef7550868d8dee5d8e6_0.jpgИсточник: medicalj.ru

К сожалению, эксперимент проводился с малым количеством подопытных приматов. Да и продолжительность эксперимента не слишком высока. Для того, чтобы подтвердить успешное восстановление работы сердца приматов после пересадки кардиомицитов, нужны дополнительные опыты. Конечно, уже сейчас говорят о том, что результаты, показанные макаками, позволяют говорить о возможности переноса этого способа лечения сердца на человека. Но пока что говорить об это рано.

С другой стороны, предложенный способ явно эффективнее, чем используемая ранее прямая пересадка стволовых клеток. Но стволовые клетки изолированы, а биологические сигналы, передаваемые на них, формируются и регулируются внеклеточным матриксом. В результате стволовые клетки не всегда трансформируются в нужную медикам ткань в нужной последовательности. Японские ученые заранее выращивают из стволовых клеток готовые кардиомициты, которые, к тому же, не отторгаются организмом хозяина.

В идеале, говорят ученые, кардиомициты должны быть выращены из собственных клеток пациента. Это позволяет минимизировать риск отторжения тканей. Несмотря на подбор схожих белков, такой риск все же существует.

«Результаты, полученные нами, позволяют говорить о том, что трансплантация, выполненная по нашей методике, эффективна в плане регенерации сердечной мышцы приматов (не человека). Но необходимо проводить дальнейшие исследования для того, чтобы изучить пост-операционную аритмию и ее последствия», — говорится в заявлении ученых.

Результаты исследований японцы опубликовали в научном журнале Nature.

geektimes.ru