Почему раковые опухоли могут быть устойчивыми к химиотерапии

В клетках 10% раковых опухолей желудочно-кишечного тракта отсутствует молекула TP53TG1, дезактивирующая белок YBX1, который, в свою очередь активирует сотни онкогенов.
Ученые из биомедицинского института IDIBELL в Барселоне (Испания), под руководством доктора Манеля Эстеллера (Manel Esteller) разобрались в одной из причин, делающих раковые опухоли устойчивыми к химиотерапии. Статью по результатам их исследования, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), пересказывает пресс-релиз IDIBELL.

Химиотерапия — эффективный метод лечения раковых опухолей, которые уже настолько разрослись, что не могут быть просто вырезанными. Принцип прост: убить клетки опухоли с помощью ядов или других химикатов. Однако уже достаточно давно известно, что опухоль может проявлять устойчивость к воздействию на нее химических веществ — даже нескольких разных и даже в том случае, если их применяют первый раз.

Теперь команде ученых из IDIBELL удалось разобраться по крайней мере в одном из механизмов, которые за это ответственны. Оказалось, что в клетках 10% раковых опухолей желудка и кишечника отсутствует молекула TP53TG1, предотвращающая активацию белка YBX1. Этот белок, в свою очередь, проникая в ядро клетки, активирует сотни онкогенов, которые не дают клетке погибнуть под действием химических веществ.

Данный механизм отвечает за резистентность к широкому спектру хикикатов, используемых как раз для лечения опухолей желудочно-кишечного тракта. Это не только 5-флюороурацил или иринотекан, но и лекарства «точечного» молекулярного действия — например, ингибиторы киназы.

«Теперь мы хотим выяснить, есть ли противораковые лекарства, которые обходят этот механизм множественной устойчивости, а также разобраться, не приведет ли обратная активация молекулы TP53TG1 к восстановлению чувствительности этих опухолей к исследованным лекарствам. Это бы помогло пациентам с такими опухолями излечиться», — обрисовал доктор Эстеллер направления дальнейших изысканий.

Напомним, в нынешнем году ученые выяснили, что иммунотерапия рака может быть эффективнее химиотерапии — по крайней мере, в некоторых случаях. А в прошлом году было показано, что эффективность химиотерапии повышают электрические поля.

[На фотографии: участок злокачественной опухоли кишечника, демонстрирующий аномально повышенную активность белка YBX1 (отмечено коричневым). IDIBELL]