Найдены «гены формы носа»

Гены, влияющие на черты лица. Kaustubh Adhikari et al., Nature Communications, 2016 Гены, влияющие на черты лица. Kaustubh Adhikari et al., Nature Communications, 2016

Международная группа ученых выявила гены, ответственные за форму носа и некоторые другие черты лица. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Сотрудники Университетского колледжа Лондона с коллегами из различных мировых научных центров использовали в своей работе данные 5958 участников когортного мультидисциплинарного исследования CANDELA (Консорциум по анализу разнообразия и эволюции Латинской Америки) из Мексики, Колумбии, Перу, Чили и Бразилии.Латиноамериканцы были выбраны из-за большого генетического и внешнего разнообразия: в среднем у участников было 50 процентов европейских генов, 45 процентов индейских и пять процентов африканских.

Всем участникам выполнили полногеномный анализ ассоциаций по 14 внешним признакам лица, таким как элементы формы носа,подбородка, губ, скул, надбровных дуг и лба, замеренным по фотографиям.Результаты подтвердили 3D-реконструкцией лиц подгруппы из трех тысяч человек. Всего в итоговый анализ включили более 671 тысячи полиморфизмов. Обобщение полученных данных представлено на схеме.

Гены, влияющие на черты лица. Kaustubh Adhikari et al., Nature Communications, 2016

Наиболее четкие ассоциации (P < 5×10−8) были обнаружены для четырех генов, отвечающих за параметры формы носа. Фактор транскрипции и медиатор сигнальной системы Sonic Hedgehog GLI3 с другим фактором транскрипции PAX1 оказались связаны с шириной ноздрей, белок клеточной адгезииDCHS2 — с углом спинки, формой кончика носа и степенью курносости. Все эти гены принимают участие в росте хрящевой ткани. Ключевой транскрипционный фактор дифференцировки остеобластов (клеток, производящих костную ткань) RUNX2оказался ответственным за ширину переносицы.

Кроме того, выяснилось, что ген рецептора к эктодисплазину А (EDAR), от которого зависят толщина и кудрявость волос и рост бороды, также отвечает за размер подбородка.

Ранее тот же научный коллектив изучил влияние наследственности на форму, цвет и рост волос, обнаружив, к примеру,полиморфизмы генов, отвечающие за седину и сросшиеся брови.

Руководитель работы Андрес Руис-Линарес (Andrés Ruiz-Linares) считает, что полученные результаты помогут детально исследовать эволюцию внешности от предшественников человека до различных этносов современных людей. Другой автор работы Каустубх Адхикари (Kaustubh Adhikari) отметил, что они также могут найти применение в судебно-медицинской экспертизе.