Космологи из США вновь говорят об открытии гравитационных волн

© Фото: Michael Koppitz / aei

Известный космолог Лоуренс Краусс заявил, что его заявление об открытии гравитационных волн на обсерватории LIGO получило «независимое подтверждение», о чем он сообщил в своем микроблоге в сети Twitter.

Гравитационные волны, согласно теории относительности Эйнштейна, испускает любая материя, движущаяся с ускорением. Чем выше ускорение и масса объекта, тем более заметными они будут. Потенциальные источники этих волн, в том числе пары нейтронных звезд, белых карликов и черных дыр, расположены так далеко от Земли, что исходящие от них волны почти невозможно зафиксировать.

В начале октября в Twitter начали расползаться слухи о том, что специалистам LIGO удалось найти первые намеки на то, что детектору удалось зафиксировать прохождение одной или нескольких гравитационных волн. Их источником был известный космолог Лоуренс Краусс, обладающий связями с участниками проекта.

Журнал Nature попытался связаться с пресс-службой LIGO, которая одновременно и не подтвердила, и не стала опровергать эти слухи, заявив, что их официальный ответ заключается в том, что они сейчас анализируют данные. Сегодня Краусс заявил, что его первоначальные догадки нашли независимое подтверждение, и повысил вероятность справедливости слухов с 10–15% до 60%.

По словам Краусса, имеющаяся у него на руках информация, полученная в диалогах с участниками проекта, исключает возможность того, что сигнал, пойманный гравитационной обсерваторией, был добавлен в данные LIGO искусственно для проверки бдительности ученых, как уже неоднократно поступало руководство проекта.

Их источником, как пишет чешский космолог Любош Мотль (Luboš Motl), является пара сближающихся черных дыр массой в 10 солнц. По словам ученого, LIGO мог зафиксировать не один, а два всплеска гравитационных волн, хотя пока не понятно, идет ли речь о двух разных столкновениях черных дыр или об одном и том же событии.

Габриела Гонсалес, официальный представитель коллаборации, отметила в беседе с британским изданием The Guardian, что пока у «LIGO нет никаких результатов», которыми они были бы готовы «поделиться с публикой», и добавила, что все серьезные открытия проходят сложную систему проверок и рецензирования перед их публикацией в научных журналах. Тем не менее она не стала опровергать заявления Краусса.

Как отметил Краусс, ситуация должна проясниться в два ближайших месяца. Если физики не выступят с громкими заявлениями и не опубликуют научных работ, то тогда эти слухи, по всей видимости, окажутся ложными.

ria.ru