Холодная плазма залечит незаживающие раны

Российские ученые обнаружили, что облучение клеток холодной плазмой приводит к их регенерации и омоложению.
Ученые из Московского физико-технического института, Объединенного института высоких температур РАН и НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи обнаружили, что облучение клеток холодной плазмой приводит к их регенерации и омоложению. Статья об исследовании опубликована в Journal of Physics D: Applied Physics.

Холодная плазма атмосферного давления представляет собой частично ионизированный газ с температурой ниже 100 000 К. Ее применение в области биологии и медицины стало возможным с момента появления генераторов, производящих плазму при температуре 30–40 °C.

Объектами исследования в новой работе были фибробласты (клетки соединительной ткани) и кератиноциты (клетки эпителиальной ткани). Именно эти типы клеток, в первую очередь, участвуют в раневом процессе. В результате облучения холодной плазмой в образцах фибробластов, обработанных однократно и двукратно, количество клеток увеличилось на 42,6 % и 32,0 % соответственно по сравнению с контрольной группой клеток, не подвергавшихся облучению. При этом не было никаких признаков разрывов ДНК сразу после обработки и в то же время наблюдалось накопление клеток в активных фазах клеточного цикла и продление фазы роста до 30 часов. То есть воздействие плазмы несло регенерационный, а не разрушающий характер.

«Положительные данные, наблюдаемые нами после плазменной обработки, могут быть связаны с активацией механизма аутофагии клеток, который ведет к тому, что из клетки удаляются поврежденные органеллы, что в конечном счете перезапускает обменные процессы в клетке», — сказал Елена Петерсен, соавтор исследования и заведующая Лаборатории клеточных и молекулярных технологий МФТИ.

В дальнейшем авторы планируют провести дополнительные исследования для понимания молекулярного механизма воздействия плазмы на клетки, а также изучить эффективность лечения с учетом возраста пациента.

** аутофагия кератиноциты регенерация фибробласты холодная плазма