Канадские физики открыли новые свойства сверхпроводимости

Представленные в журнале Science результаты международного исследовательского проекта, реализованного на базе канадского Университета Ватерлоо, могут в конечном итоге привести к пересмотру теории возникновения сверхпроводимости на атомном уровне. Сотрудники факультета физики и астрономии экспериментально показали, что электронные облака в сверхпроводящих материалах могут спонтанно приобретать упорядоченность, т.е. проявлять так называемую нематичность.

«В последние несколько лет стало очевидно, что электроны при сверхпроводимости могут формировать узоры, полосы или «шахматные доски» и демонстрировать различные симметрии — предпочтительную ориентацию в одном направлении, — пояснил профессор **Дэвид Хоторн*8 (David Hawthorn). — Эти узоры и симметрии имеют важные следствия для сверхпроводимости, они могут конкурировать, сосуществовать или, возможно, даже усиливать сверхпроводимость».

Исследование показало, что электронная нематичность вероятно возникает в недолегированных купратах. Авторы также установили, что переход в нематическое состояние зависит от выбора материалов для легирования. Добавление стронция, лантана и даже европия создаёт искажения в структуре купратной решётки, что ведёт к усилению или к ослаблению нематичности и порядка волн зарядовой плотности в слое CuO2.

Пока ещё нет единого мнения по поводу причин возникновения электронной нематичности, но в дальней перспективе она может сыграть важную роль в достижении главной цели — сверхпроводимости при комнатной температуре.

ko.com.ua