Какие новые технологии готовы принять россияне

Изображение с сайта scientificrussia.ru

Исследователи из Высшей школы экономики выяснили, какие виды научно-технологических инноваций вызывают у жителей нашей страны наибольшую настороженность, а к каким они, наоборот, максимально лояльны.

История человечества показывает — практически всякое новое изобретение люди встречали с большим скепсисом, и требовалось определенное время, чтобы технология вошла в жизнь человека, стала привычной и не вызывающей тревоги. В XXI веке технологии развиваются стремительно, и множество инноваций уже в ближайшие годы могут выйти из лабораторий, стать частью повседневной реальности. К каким из них россияне настроены лояльно, а какие жителей нашей страны, скорее, пугают — этому вопросу было посвящено новое исследование Высшей школы экономики.

В конце 2015 г. сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Юрий Войнилов, Алена Нефедова, Валентина Полякова и Константин Фурсов изучили отношение россиян к технологическим инновациям. Наиболее интересные результаты исследования были представлены на конференции Future Foundation Technology Ethics Conference, которая прошла 1 октября 2016 года в Москве.

Что нас пугает

В общем перечне присутствовало 23 технологических инновации из самых разных сфер жизни, которые — согласно «Прогнозу научно-технологического развития до 2030 года» — в обозримом будущем имеют шансы на вхождение в реальную практику.

Самым низким оказался интерес россиян к трем технологиям, с которыми международное сообщество связывает решение наиболее острых социальных проблем: голода и ухудшения экологической ситуации. Возможность питаться печеньем из сверчков интересна лишь 13% опрошенных и примерно у трети респондентов подобная инновация вызывает тревогу. Тем временем, ООН всерьез рассматривает подобные технологии как одно из решений проблемы голода при росте населения планеты.

Лишь около 14% россиян заинтересовались другой возможной пищей будущего — синтезированными мясными продуктами. Технология «мяса из пробирки» также находится на этапе готовности к внедрению и рассматривается в мире как более экологичная, эффективная, а также гуманная альтернатива сельскому хозяйству.

Чуть больше респондентов проявили интерес к технологии производства одежды из переработанных отходов — около 16%.

Авторы исследования объясняют низкий интерес населения к перечисленным решениям присутствием на российском рынке доступных и привычных замен для них, а также высоким уровнем «беспокойства» относительно этой технологии: если в ближайшем магазине без проблем можно купить обычные продукты и одежду, то непонятно, зачем нужно искать им альтернативу.

Самые привлекательные новинки

Наибольший интерес и наименьший уровень беспокойства вызвали девять технологий которые, по словам авторов исследования, наиболее понятны населению нашей страны, в частности, благодаря публикациям в СМИ. Стоит отметить, тем не менее, что даже лидеры в этом списке вызывают интерес лишь у половины россиян.

Среди таких инноваций:

- Бытовая солнечная батарея — 51%

  • «Умная» одежда — 50%

- Датчики загрязнения окружающей среды — 50% - Электромобиль — 49% - Дистанционная консультация врача — 48% - Карманный детектор токсинов — 46% - Бытовые аккумуляторы — 45% - «Умный» дом — 43% - Уплотнитель мусора — 43%.

Прочие технологические инновации из перечня исследователи отнесли к группе умеренного интереса. Прежде всего, это либо технологии с неочевидной выгодой для «обычного человека», либо решения, имеющие неоднозначные последствия для жизни и здоровья. В этот список, к примеру, попали беспилотные такси, генная диагностика, имплантируемые датчики здоровья, 3D-принтеры, функциональное питание и другие.

Проводники инноваций

По данным авторов исследования, в целом, россияне скорее настороженно относятся к новинкам науки и технологий, а активно интересуется ими лишь небольшая прослойка населения.

Опросы позволяют составить социальный портрет таких своеобразных проводников новых технологий. Это чаще всего мужчины, жители больших городов, молодое поколение (прежде всего, группа 16–29 лет), а также люди с высоким доходом.

«Мы живем в эпоху экономики знаний, в которую научные и технологические результаты, а также человеческий капитал являются основными драйверами экономического роста, — отмечает Алена Нефедова. — И население является не просто потребителем, а активным проводником новых технологических решений. Нужна активная просветительская работа: выпуск научно-популярных передач, журналов, открытие интерактивных научных музеи и так далее что, согласно нашим исследованиям, формирует позитивное отношение населения к науке и повышает интерес к новым технологиям».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 1 (3 votes)
Источник(и):

scientificrussia.ru