Журнал «Гены и Клетки» рассказал о лечении сахарного диабета стволовыми клетками

-->

В апрельском номере научно-практического журнала «Гены и Клетки» опубликован обзор, посвященный возможностям использования стволовых клеток в лечении сахарного диабета. Авторы: А.С. Плюшкина (Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия) и М.С. Калигин (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия).

В статье подробно и критически рассматриваются «клеточные» способы терапии данного заболевания, учитывая их актуальность, распространенность, достоинства и недостатки.

Согласно прогнозам, к 2030 году число страдающих от сахарного диабета людей возрастет до 522 млн. Диабет является глобальной медико-социально-экономической проблемой, поскольку приводит к ранней инвалидизации работоспособной части населения.

Сахарный диабет I типа – хроническое заболевание, причиной которого является поражение эндокринной части поджелудочной железы, а именно β-клеток островков Лангерганса. На сегодняшний день одним из основных методов лечения сахарного диабета I типа является заместительная терапия. Её суть сводится к постоянному введению в организм экзогенного инсулина или инсулиноподобных препаратов. Однако это не даёт гарантии отсутствия у пациентов осложнений диабета, ведущих к инвалидизации. Весьма перспективным решением проблемы сахарного диабета может стать применение клеточных технологий, открывающих возможности лечения заболевания за счет восстановления популяции β-клеток островков Лангерганса.

В представленном в журнале «Гены и Клетки» обзоре рассмотрены такие методы как пересадка островков поджелудочной железы, а также самого органа; применение ксеногенного клеточного материала; микро- и макрокапсуляция материала. Но особый интерес, по мнению авторов, представляет применение стволовых клеток, а именно, с-kit+ клеток самой поджелудочной железы.

Авторы приводят основные положения собственной гипотезы постадийной дифференцировки c-kit+ клеток в β-клетки поджелудочной железы при участии десмин-позитивных звездчатых клеток в модели экспериментального диабета у крыс.

В настоящее время считается, что активированные десмин-позитивные звездчатые клетки поджелудочной железы играют основную роль в ее регенерации. Они мигрируют к местам поражения железы и, секретируя компоненты внеклеточного матрикса, участвуют в починке повреждений. Клеточные источники развития и пути дальнейшей дифференцировки панкреатических звездчатых клеток пока неизвестны.

Авторы обзора последовательно доказывают перспективность применения именно c-kit+ клеток, как предшественников α и β клеток поджелудочной железы, в лечении сахарного диабета и нормализации углеводного обмена. В статье также отмечено, что трансмембранный рецептор c-kit является необходимым и достаточным маркером стволовых клеток поджелудочной железы и кажется удобным инструментом для выделения этих клеток с последующим культивированием и трансплантацией, обещая прорыв в данной области терапии диабета.

По словам Еремина Ильи, руководителя Центра биомедицинских технологий ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России: «Сегодня проблема инсулинозависимого сахарного диабета очень далека от решения. Применение коротких и пролонгированных инсулинов, тщательный подбор режимов их введения и даже использование инсулиновой помпы у ряда пациентов не позволяют адекватно контролировать уровень глюкозы, что сопровождается эпизодами острой гипергликемии и приводит к развитию тяжелых осложнений. Единственным методом восстановления функциональной активности островков Лангерганса, применяемым в настоящее время в клинической практике, является трансплантация поджелудочной железы или изолированных β-клеток, как правило, аллогенная. На сегодняшний день в FDA зарегистрировано около 300 клинических исследований, связанных с трансплантацией островков Лангерганса, в основном, в странах Северной Америки и Европейского Союза. В одном из последних отчетов NIH было показано, что выживаемость трансплантата островков поджелудочной железы составляет 92% в течение одного года и 83% в течение трех, тогда как выживаемость трансплантата целой поджелудочной железы составила 81% в течение года и лишь 61% в течение трех. В отличие от органных трансплантаций, которые по-прежнему имеют ряд ограничений и нерешенных вопросов, вследствие ограниченного числа подходящих донорских органов, использование островков Лангерганса для терапии сахарного диабета является наиболее оправданным, как с клинико-экономической точки зрения, так и с социальной. Сегодня накоплен огромный опыт повышения эффективности изолирования β-клеток, их экспансии и длительного сохранения. Помимо этого реализация такого подхода к лечению пациентов с сахарным диабетом будет иметь высокую значимость для развития отечественной трансплантологии, органного донорства и технологий регенеративной медицины. Внедрение новых технологий лечения в широкую клиническую практику возможно в кратчайшей перспективе».

Журнал Гены и Клетки учрежден Институтом Стволовых Клеток Человека, как издание призванное объединять и развивать русскоязычное профессиональное сообщество специалистов в регенеративной медицине и медицинской генетике. Спонсором издания журнала является банк стволовых клеток пуповинной крови Гемабанк.

Пресс-служба ИСКЧ