Японские ученые вплотную подошли к созданию мужского противозачаточного средства

Сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку. Фотография: Wikimedia

Группа японских физиологов и биохимиков научилась снижать подвижность сперматозоидов у самцов мышей, «отключая» подвижность средней части сперматозоида (соединяющего хвост и головку). Этого удалось достичь за счет ингибирования действия белка кальциневрина, имеющего ферментативные свойства и вырабатывающегося в яичках. Работа опубликована в журнале Science.

Интенсивные движения хвоста сперматозоидов являются ключевым фактором, обеспечивающим их подвижность, способность добраться до яйцеклетки, проникнуть внутрь нее и оплодотворить. Слабая подвижность хвоста, по сути, означает бесплодность семени. Добиться этого можно сделав тугоподвижной среднюю часть сперматозоида,к которой крепится хвост. Ранее уже было известно, что некоторые иммуносупрессоры – лекарственные препараты,искусственно угнетающие иммунитет, такие как Такролимус или Циклоспорин А(применяемый при пересадке органов и тканей) способны, в качестве побочного эффекта, ингибировать белок кальциневрин, участвующий, предположительно, в регуляции подвижности этой части сперматозоидов.

Полностью роль кальциневрина (кальций-зависимой серин/треонин-фосфатазы) до сих пор не изучена. Есть сведения, что особая его форма содержится в клетках спермы.Японские ученые произвели нокаут гена кальциневрина у самцов мышей. В итоге они оказались полностью бесплодными из-за низкой подвижности сперматозоидов.

Затем другой группе взрослых самцов с доказанной фертильностью были введены препараты Такролимус и Циклоспорин А, что в итоге привело к аналогичным дефектам сперматозоидов на 4–5 день после введения иммуносупрессоров. Фертильность вновь возвращалась к самцам спустя неделю после прекращения приема угнетающих иммунитет лекарств.

Кальциневрину людей схож по свое структуре с разновидностью этого белка у мышей. По мнению японских исследователей, это дает потенциальную возможность создать аналогичный препарат, временно подавляющий мужскую способность к оплодотворению. Также это открытие может помочь в создании новых видов терапии для лечения мужского бесплодия.

Автор: Даниил Кузнецов