Ученые выяснили, почему антидепрессанты вызывают чесотку

Международная группа генетиков выяснила, что в развитии хронической чесотки при развитии экземы или при постоянном употреблении антидепрессантов виноват ген HTR7, подавление работы которого избавило мышей от неудержимого желания почесаться, говорится в статье, опубликованной в журнале Neuron.

«Результаты этих экспериментов по-настоящему привели нас в восторг. Резкое снижение в частоте почесываний у наших подопытных мышей говорит о том, что HTR7 может стать тем ключом, через который будут действовать на организм лекарства от хронической чесотки», — заявила Диана Баутиста (Diana Bautista) из университета Калифорнии в Беркли (США).

Баутиста и ее коллеги экспериментировали с мышами, пытаясь найти способ лечения экземы – хронического воспаления кожи, которое сопровождается появлением сыпи, чувства жжения, зуда и неудержимого желания расчесать очаг воспаления.

По текущим оценкам,

примерно пятая часть жителей земного шара в какой-то период своей жизни страдает от экземы или других форм дерматита, в основном в детском и подростковом возрасте.

Причиной этого воспаления, как показали последние эксперименты,

являются нарушения в работе иммунной системы, однако иммунологи и молекулярные биологи пока не знают, как возникает это воспаление, почему иммунная система начинает атаковать кожу и как можно временно отключить чувство чесотки на время воспаления.

Группа Баутисты попыталась найти ответ на последний вопрос, наблюдая за работой нейронов в коже нескольких «сортов» мышей, демонстрировавших разную предрасположенность к чесотке. Ученых интересовало, какие нервные клетки реагируют на молекулы вещества под названием 5-HT, которые появляются в большом количестве в месте воспаления при развитии экземы или чесотки при приеме антидепрессантов, и чем они отличаются от других нейронов.

Плодом этих поисков стало открытие гена HTR7, отвечающего за распознавание этих молекул и передачу "чесоточного " сигнала в центральную нервную систему.

В пользу этого говорило то, что данный ген был максимально активен в нейронах самых беспокойных грызунов, и слабо проявлял себя в нервных клетках тех мышей, которые не были предрасположены к чесотке.

Открыв возможный «включатель» чесотки, Баутиста и ее коллеги проверили, что произойдет, если этот ген отключить.

Как показал эксперимент, мыши переставали чесаться и разрушать кожный покров даже при любых дозах 5-HT, которые ученые вводили им под кожу, если HTR7 был отключен.

Как полагают Баутиста и ее коллеги, схожего эффекта можно достигнуть и лекарственным путем, подобрав такой препарат, который бы блокировал работу белка, инструкции по сборке которого содержатся в гене HTR7.

Подобное лекарство, объясняют биологи, одновременно облегчило бы жизнь людям, страдающим от экземы, а также бы позволило бы сделать антидепрессанты более безопасными для хронического употребления.