Ученые: любовь ВИЧ к сладкому оказалась его "ахиллесовой пятой"

Американские вирусологи раскрыли потенциально фатальный порок вируса иммунодефицита человека – оказалось, что для сборки частиц ВИЧ требуется большое количество молекул сахаров, блокировка попадания которых в иммунные клетки лишает патоген возможности копировать себя, говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS Pathogens.

«ВИЧ является монстром, который вторгается в клетку и командует ей – "корми меня!». Он захватывает весь пищевой конвейер клетки", — рассказывает ведущий автор статьи Гарри Тэйлор (Harry Taylor) из Северо-Западного университета в Чикаго (США).

Тэйлор и его коллеги выяснили, что ВИЧ нуждается в большом количестве сахаров для завершения своего жизненного цикла и научились лишать его пищи, не убивая при этом организм и отдельные клетки, относительно случайно.

Как рассказывает ученый, несколько лет назад он работал с несколькими коллегами из других американских университетов над созданием препарата, который блокировал бы рост рака груди. Во время этих экспериментов исследователи обнаружили, что во всех клетках организма присутствует ген PLD1 и связанный с ними белок фосфолипаза-1. Он управляет сборкой молекул сахаров, составляющих основу нуклеотидов – молекул-«кирпичиков», из которых сложена ДНК..[em]

Когда Тэйлор начал изучать ВИЧ, он вспомнил об этом гене. Он обратил внимание на то, что для сборки новых вирусных частиц необходимо большое количество нуклеотидов и связанных с ними сахаров, которых почти нет в «спящих» иммунных клетках.

Это наблюдение натолкнуло его на мысль – что произойдет, если работу PLD1 заблокировать во время активной фазы заражения ВИЧ?

Он проверил эту гипотезу на культуре иммунных клеток, в которых данный ген был отключен уже после проникновения вируса в них при помощи того же самого препарата VU0359595, который создавался для борьбы с раком груди.

Эффект от его введения в питательную смесь был потрясающим – частицы ВИЧ практически сразу перестали формироваться в зараженных иммунных клетках, и уровень вирусной нагрузки быстро упал на 75%.

Когда ученые добавили в пробирку набор «кирпичиков» ДНК, вирус вновь начал размножаться – это подтвердило то, что VU0359595 действительно подавлял рост ВИЧ.

Как полагают Тэйлор и его коллеги,

VU0359595 можно использовать в комбинации с другими антиретровирусными лекарствам для максимально эффективного подавления ВИЧ, снижения частоты мутаций вируса и продления жизни больным СПИДом.