Тканевая инженерия: учёные вырастили мышцу нижних конечностей in vitro

Лабораторная мышь.

Группа исследователей из Италии, Израиля и Великобритании смогла получить зрелые, функционально активные скелетные мышцы мышей, используя новую методику тканевой инженерии. Учёные вырастили мышцу нижней конечности. Они искусственно культивировали клетки, полученные инженерным путём, чтобы получить необходимый имплантат. Он был вживлён в организм подопытных животных. Там искусственная мышца успешно прижилась. Со временем использованный метод мог бы позволить решить проблему многих мышечных нарушений.

В рамках проведённой работы учёные использовали предшественники мышечных клеток, – мезоангиобласты – выращенные в присутствие гидрогеля (поддерживающего матрикса) в культуре тканей в чашке. Клетки были генетически модифицированы таким образом, чтобы продуцировать ростовой фактор, который стимулирует рост кровеносных сосудов и нервной ткани в организме хозяина.

Клетки, модифицированные таким образом, экспрессировали белок – ростовой фактор, который привлекает другие важнейшие клетки, что дают начало тканям кровеносных сосудов и нервных волокон в организме хозяина, обеспечивая выживаемость и созревание вновь сформировавшихся мышечных волокон. После того как имплантат внедрили на поверхность скелетных мышц под кожу мыши, отмечалось полное формирование функционально активной мышцы в течение нескольких недель.

Замещение повреждённой мышцы имплантатом приводило к формированию полностью функционирующей мышцы, которая была очень похожа на нормальную Tibialis anterior.

Тканевая инженерия скелетных мышц – это очень сложная задача. При её решении просматриваются новые возможности для лечения различных типов необратимых мышечных повреждений, которые возникают при развитии таких болезней, как мышечная дистрофия Дюшенна. До сих пор попытки воссоздания функционально активной мышцы как за пределами организма, так и внутри него были неудачными. Искусственные мышцы, выращенные in vitro, не выживают при переносе их в организм: организм хозяина не создаёт условия, необходимые для их выживания.

«Морфология и структурная организация искусственного органа крайне похожа на таковую естественного органа, даже неотличимы от нормальной скелетной мышцы», – говорит Цезар Гарджиоли (Cesare Gargioli, сотрудник Римского университета, один из ведущих авторов исследования).

В будущем необратимые повреждения мышц могут быть устранены путём имплантации собственных клеток организма пациента в гидрогелевый матрикс рядом с повреждённой областью. Авторы проведённого исследования довольны полученным результатом.

На следующем этапе научной работы они планируют масштабировать процесс – попробовать вырастить мышцы более крупных животных. Как было отмечено ранее, в рамках текущей работы в качестве модельного организма использовалась лабораторная мышь.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти на страницах журнала EMBO Molecular Medicine.

2. Science Daily