Сердце после инфаркта восстановят с помощью специальной заплатки

Белковая заплатка на сердце мыши стимулировала регенерацию клеток после инфаркта (подсвечены зеленым) Изображение: University o

Ученые из медицинской школы Стэнфордского университета совместно с коллегами из других учреждений разработали методику восстановления сердечной ткани после сердечного приступа. Исследователи обнаружили в эпикардиальной ткани белок FSTL1, стимулирующий регенерацию кардиомиоцитов (клеток сердечной мышцы), и изготовили заплатку для сердца, содержащую этот белок. В результате ученые обнаружили, что нанесенная после инфаркта заплатка повышает как регенерацию существующих клеток сердца, так и рост новых. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Ранее исследования показали, что эпикард играет важную роль в регенерации кардиомиоцитов. Команда исследовала более 300 белков, производимых клетками эпикарда, в поисках соединения, отвечающего за регенерацию. В результате исследователи обнаружили, что после сердечного приступа снижается содержание белка FSTL1. Ученые создали заплатку из бесклеточного коллагена, симулирующего структуру эмбриональной эпикардиальной ткани, и встроили в нее белок.

Результаты тестирования заплатки на сердцах свиней и мышей, перенесших сердечный приступ, показали повышение регенерации и рост новых кардиомиоцитов в течение 2–4 недель после нанесения заплатки. Это улучшило общее функционирование сердца после перенесенного инфаркта и, как следствие, увеличило конечную выживаемость особей.

По словам авторов, большим плюсом метода является то, что он бесклеточный – заплатки не содержат чужеродных клеток, а, следовательно, не требуется применение иммуносупрессоров. Исследователи рассчитывают, что клинические испытания заплатки на людях начнутся в течение двух лет.

Во время инфаркта клетки сердечной мышцы погибают от повреждений, вызванных гипоксией. Кардиомиоциты не могут в полной мере восстановиться, в результате чего происходит рубцевание сердечной мышцы. Сердечный приступ неминуемо ведет к дальнейшим осложнениям, в том числе аритмии.