Россия и США совместно создают термоядерный реактор нового типа

Американская компания Tri Alphа Energy уже много лет ведёт разработку безнейтронного (анейтронного) термоядерного реактора. Компания действует довольно скрытно, не делая публичных анонсов или объявлений о текущем прогрессе или планах коммерческого запуска реактора. Об их работе можно судить разве что по списку патентов, которые зарегистрированы и расширяются/обновляются с 1998 года. Они также публикуют статьи в научных журналах, рассказывая о некоторых своих достижениях.

По имеющейся информации, в Tri Alphа Energy работает более 150 сотрудников, а венчурные инвестиции в компанию превысили $140 млн. Среди инвесторов — Goldman Sachs, Vulcan Inc. Пола Аллена, Venrock Рокфеллера и другие.

Сотрудники Института ядерной физики Сибирского отделения РАН монтируют оборудование на экспериментальной термоядерной установке С2-У компании Tri Alphа Energy (Калифорния, США)

Мало кто знает, что ключевое оборудование для будущего термоядерного реактора делают в Новосибирске.

Совсем недавно Институт ядерной физики Сибирского отделения (ИЯФ СО) Российской академии наук разработал и поставил в США уникальные генераторы атомарного водорода для термоядерного синтеза.

Разработка новосибирских ученых была успешно использована в экспериментах на плазменной установке С2-У компании Tri Alphа Energy, в ходе которых были получены впечатляющие результаты по удержанию плазмы с температурой в 10 миллионов градусов, сообщается в журнале «Наука в Сибири».

В установке для термоядерного синтеза Tri Alphа Energy для удержания плазмы используется конфигурация с обращённым магнитным полем (Field Reversed Configuration, FRC), а не наиболее изученная на сегодня система — токамак (тороидальная установка для магнитного удержания плазмы в виде кольца).

Конфигурация с обращённым магнитным полем (Field Reversed Configuration)

«Система, используемая Tri Alphа Energy, позволяет совместить преимущества линейных магнитных ловушек и токамаков, — пишет издание РАН. — Ожидается, что в этой конструкции удастся реализовать экологически чистую безнейтронную термоядерную реакцию синтеза ядра протона и изотопа бора с образованием трёх альфа-частиц. Во время недавних экспериментов, проведённых на исследовательской установке C2-У, произошел впечатляющий прорыв: удалось получить режим устойчивого поддержания горячей плазмы. В ходе экспериментов плазма стабилизировалась ионами, создаваемыми в ней мощными пучками атомарного водорода. Их источниками стали уникальные генераторы, разработанные и изготовленные в рамках контракта с компанией Tri Alphа Energy в новосибирском ИЯФ СО РАН под руководством заместителя директора института, доктора физико-математических наук Александра Александровича Иванова. Важно отметить, что разработка новосибирских физиков подтвердила отсутствие принципиальных ограничений по дальнейшему увеличению параметров генераторов пучков для перехода в стационарный режим работы, который требуется для термоядерного реактора».

Сотрудники ИЯФ СО РАН активно участвуют в экспериментах, проводимых на установке C2-У, а американские физики — в совместных работах на уникальном комплексе открытых магнитных ловушек в ИЯФ.

Кстати, один из инвесторов Tri Alphа Energy — бывшая госкорпорация «Роснано», а её исполнительный директор Анатолий Чубайс входит в совет директоров Tri Alphа Energy.

geektimes.ru