"Пытки" лазером помогли ученым понять, как повысить переносимость боли

Лазерная «пытка» добровольцев помогла биологам выяснить, как можно заставить организм увеличить число опиоидных рецепторов в мозге и тем самым повысить болевой порог и сделать человека менее чувствительным к хронической боли, говорится в статье, опубликованной в журнале Pain.

«Мы пока не знаем, какие механизмы отвечают за это повышение переносимости боли, но если мы сможем раскрыть этот секрет и понять, как можно их улучшить более традиционными способами. В таком случае у нас появится возможность естественным путем повышать стойкость к боли, избегая неприятных побочных эффектов, которые несут с собой опиаты», — заявил Кристофер Браун (Christopher Brown) из Манчестерского университета (Великобритания).

Браун и его коллеги выяснили,

почему некоторые люди лучше переносят хронические боли, чем другие, и нашли способ «привить» эту способность человеку, наблюдая за работой мозга дюжины добровольцев, страдающих от артрита, согласившихся принять участие в необычном эксперименте.

В рамках этих опытов ученые усаживали своих подопечных в позитронно-эмиссионный томограф, просили их выпить жидкость с особым радиоактивным «сахаром», после чего подвергали их «стимуляции» лазером, обжигавшим им руку.

Наблюдая за активностью центра боли в мозге, ученые пытались объективно оценить то, как много боли испытывали добровольцы и как хорошо они ее переносили. Эти показатели биологи сравнивали с тем, как переносили боль и как работал мозг у здоровых людей из контрольной группы, так же подвергавшихся «стимуляции» лазером.

Эти «пытки» лазером показали, что

способность человека переносить боль зависела от того, как много так называемых опиоидных рецепторов содержали нервные клетки в той части мозга, которая управляет болевой реакцией. Как правило, чем больше таких рецепторов было на поверхности клеток центра боли, тем меньше участники опытов реагировали на жжение лазера.

«Люди обычно очень мрачно и фаталистически относятся к хроническим болям. Наше исследование показало, что система, управляющая болевой реакцией, очень гибка по своей природе, и что человек может заставлять ее приспособиться к постоянной боли. Возможно, что нам удастся найти какие-то простые способы ускорить и улучшить этот процесс адаптации и создать лекарства, делающие это», — заключает Энтони Джонс (Anthony Jones) из Консорциума по изучению боли в Манчестере.