Проведены летные испытания технологии ACTE, технологии динамического изменения геометрии крыльев летательных аппаратов

Исследователи из Летно-исследовательского центра имени Армстронга НАСА (NASA Armstrong Flight Research Center), Эдвардс, Калифорния, провели успешные летные испытания новой технологии динамического изменения геометрии крыла самолетов. Практическое использование этой технологии, как показали результаты испытаний, позволяет уменьшить нагрузки на крылья и фюзеляж самолета, снизить затраты топлива и уменьшить уровень шума, издаваемого самолетом при взлете и посадке.

Специалисты НАСА, работая совместно со специалистами Научно-исследовательской лаборатории ВВС США (Air Force Research Laboratory, AFRL) и компании FlexSys Inc, провели в течение шести месяцев 22 испытательных полета реактивного самолета Gulfstream III, снабженного крыльями с технологией Adaptive Compliant Trailing Edge (ACTE).

Такие крылья, обладающие способностью изменять свою форму в любое время, позволяют оптимизировать их аэродинамические характеристики, моментально подстраиваясь под постоянно изменяющиеся условия полета. И даже на самых первых этапах испытаний такой подход дал экономию топлива на уровне 12 процентов.

Лаборатория AFRL еще в 1998 году начала сотрудничество с компанией FlexSys в рамках программы Small Business Innovative Research (SBIR). Сначала были разработаны несколько видов конструкций крыльев с изменяемой геометрией, которые были испытаны в аэродинамической трубе в течение 2006 года.

Затем, в 2009 году, совместными усилиями самым удачным вариантом крыльев ACTE, изготовленным компанией FlexSys, был оборудован реактивный самолет Gulfstream III, который превратился в летающую исследовательскую лабораторию.

Разработанная технология ACTE с допустимыми затратами может быть интегрирована в конструкцию крыльев уже существующих самолетов. Но, естественно, наибольшую эффективность она может показать, будучи устанавливаемой на новые самолеты, фюзеляж и прочие элементы конструкции которых будут также подвергнуты некоторым изменениям, нацеленным на увеличение общей эффективности.

Согласно данным, предоставленным НАСА, экспериментальные плоскости с поворотными створками, могли поворачиваться во время полета на угол от 2 до 30 градусов. И, несмотря на то, что конструкция крыльев ACTE позволяет менять их форму во время любых условий полета, в целях безопасности изменения формы проводились только во время полета по прямой на не очень большой скорости.

«Несмотря на ограничения, мы выполнили все задачи, поставленные перед программой испытаний, не столкнувшись при этом с существенными техническими неполадками и другими проблемами» – рассказывает Пит Флик (Pete Flick), руководитель программы со стороны лаборатории AFRL, – «Эти испытательные полеты стали венцом 17-летней работы, в течение которой технологии крыльев с изменяемой геометрией подвергались постоянному совершенствованию и модернизации. И теперь эта технология, можно сказать, практически готова к ее использованию в гражданской и военной авиации».

Следует отметить, что

все результаты проведенных испытаний будут использованы при разработке конструкции крыльев нового военного транспортного самолета, который первым получит в свое распоряжение ACTE-технологию, и проектирование которого ведется в настоящее время специалистами Исследовательского центра НАСА Лэнгли, Хамптон, Вирджиния.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (5 votes)
Источник(и):

1. dailytechinfo.org

2. The Engineer