Паразитические осы одарили бабочек специфическими генами

Команда учёных из университета Валенсии и университета Тура обнаружила, что гены паразитических ос часто присутствуют в геноме многих бабочек. Как выяснилось, эти участки ДНК передались бабочкам вместе с вирусами-носителями и вероятно, защищают насекомых от других патогенных вирусов.

Энтомологи рассказали, что

бабочки-монархи являются так называемыми естественными генетически модифицированными организмами. Они обладают чужими генами — в данном случае, генами ос — которые передались им вместе с вирусами. Новое открытие подкрепляет теорию о том, что подобная передача участков ДНК может происходить и между далёкими видами царства животных.

Ради производства на свет потомства представители семейства браконид откладывают яйца внутри гусениц бабочек и вводят им гигантский браковирус, который обходит иммунную реакцию хозяйского организма.

Браковирус может интегрироваться в ДНК гусениц и контролировать их развитие, позволяя паразитическим личинкам захватывать организм.

Гены браковируса могут быть обнаружены в геномах нескольких видов бабочек и моли. Помимо бабочек-монархов, учёные также обнаружили следы этого вируса в тутовых шелкопрядах Bombyx Mori и некоторых насекомых-вредителях, таких как травяная совка Spodoptera frugiperda и малая совка Spodoptera exigua. Как выяснилось, гены вируса играют в том числе и защитную роль против других вирусов, присутствующих в природе.

Учитывая тот факт, что в мире существует несколько десятков тысяч видов паразитических ос, каждый из которых переносит свой уникальный штамм браковируса, можно предположить, что процесс переноса генов от неродственных видов представляет собой довольно распространённое явление.

Подробные результаты исследования были описаны в статье, опубликованной в журнале PLOS Genetics.