Nature: конгресс США угрожает запретить модификацию ДНК эмбрионов

Палата представителей в конгрессе США в ближайшее время может начать слушания по проблеме генетических опытов на человеческих эмбрионах с привлечением «религиозных экспертов», результатом которых может стать полный запрет подобных экспериментов, пишет редакция сайт журнала Nature.

Как сообщает журнал, 17 июня в базе данных конгресса появился необычный законопроект, в рамках которого депутаты планируют поручить Управлению по надзору за качеством продуктов питания и лекарственных средств правительства США (FDA) создать специальный комитет, в который войдут ряд специалистов по медицине и «религиозные эксперты».

Главной задачей этого комитета будет рассмотрение всех этических вопросов, касающихся генетической модификации человеческих эмбрионов.

Причиной для появления подобных планов и законопроекта, по всей видимости, была скандальная статья китайских генетиков, недавно сознавшихся на страницах одного из малоизвестных научных журналов в том, что они попытались модифицировать ДНК в дефектных эмбрионах, что им сделать не удалось из-за проблем с точностью редактирования генома.

Как отмечает Nature,

подобные опыты в частных медицинских и научных учреждениях пока не запрещены законодательством Соединенных Штатов. Если предлагаемый законопроект будет принят, возможность проведения таких экспериментов будет на порядки усложнена, учитывая контроль со стороны комитета «религиозных экспертов».

Первой его мишенью может стать доклад по вопросам этики, касающихся создания эмбрионов на базе ДНК трех родителей, который сейчас готовит Институт медицины США.

Подобным способом ученые сегодня предлагают избегать передачи ряда генетических болезней от матери к ребенку путем замены дефектных митохондрий в яйцеклетке на органеллы из клеток здоровой женщины.

«Мне не понятно, чего конгресс хочет добиться, добавляя еще один уровень этических размышлений над этими проблемами, который налогоплательщики будут оплачивать из своего кармана. Не обязательно быть биоэтиком от религии для того, чтобы осознавать всю важность и потенциальную этическую опасность модификации человеческой ДНК», — рассказывает Джонатан Морено, специалист по биоэтике из университета Пенсильвании.

По словам официальных представителей Института медицины, в работе их этического совета и так принимают участие представители разных конфессий и профессора богословия, поэтому такая проверка может быть излишней.

Другие ученые беспокоятся о том, что данный случай может стать прецедентом для вмешательства различного ряда сторонних агентств и организации в жизнь научно-исследовательских структур США, что снизит эффективность их работы и создаст условия для развития различного рода «перегибов на местах».