Напечатанные зубы защитят рот от бактерий

Трёхмерная печать зарекомендовала себя уже во многих областях, в том числе и в медицине. Среди последних достижений в этой области можно перечислить напечатанные трахеи, свод черепа, контактные линзы, восстанавливающее нервы устройство и многое другое. Стоматология также является перспективным направлением для бурно развивающейся отрасли.

Так, процесс лечения и протезирования зубов никак нельзя назвать приятным. Но стоматологи надеются, что цифровое сканирование и 3D-печать в скором будущем помогут их пациентам избежать хотя бы некоторых из традиционных процедур, например, изготовления слепков.

Андреас Херрманн (Andreas Herrmann) и его коллеги из Университета Гронингена в Нидерландах разработали антимикробный пластик, который можно использовать для трёхмерной печати искусственных зубов по полученным шаблонам.

Голландские специалисты озаботились данной проблемой неспроста.

Бактериальное заражение вызывает серьёзные сложности при установке современных имплантатов, поскольку оно ведёт к повреждению дорогостоящих протезов.

Новый материал изготовлен из уже используемых в стоматологии полимерных смол с добавлением четвертичных аммониевых солей, которые обладают антибактериальным эффектом. Эти соли положительно заряжены, и при встрече с отрицательно заряженной мембраной бактерии разрывают последнюю. Микроорганизмы в результате гибнут. При этом исследователи уверяют, что для клеток человека пластик совершенно безвреден.

На следующем этапе работ учёные поместили свой материал в 3D-принтер, напечатали зубы и ортодонтические брекеты, а затем отвердили их с помощью ультрафиолетового света.

Для проверки антимикробных свойств готовых изделий на их поверхность нанесли смесь слюны и бактерий Streptococcus mutans. Эти микроорганизмы обычно обнаруживают в ротовой полости человека и считают одним из главных виновников возникновения кариеса.

Согласно данным, опубликованным в статье журнала Advanced Functional Materials,

на поверхности нового материала погибло 99% бактерий. В контрольном эксперименте на материале без добавления солей четвертичного аммония погибло менее 1% микроорганизмов.

Работы с антибактериальным пластиком продолжаются. На данном этапе максимальный срок воздействия смеси слюны и бактерий составил всего 6 дней. Для подготовки к клиническим испытаниям исследователям предстоит увеличить продолжительность эксперимента и выяснить, как их материал взаимодействует с зубной пастой.

Кроме этого,

голландцам необходимо будет убедиться в достаточной прочности готового зуба для его использования по назначению.