Найден гормон, блокирующий тягу к сладкому и алкоголю

В новом исследовании команда из Университета Айовы обнаружила, что в ответ на высокий уровень углеводов в печени мышей вырабатывается гормон FGF21 (фактор роста фибробластов), который воздействует на мозг и подавляет потребление простых сахаров.

Во многих семьях новогодние праздники связаны с потреблением большого количества сладостей, запас которых откладывается на талии и в прочих местах на несколько месяцев вперёд. Но многие сладкоежки не могут удержаться, чтобы не съесть несколько незапланированных конфет или пирожных.

Учёные давно изучают этот феномен, однако до сих пор не могли дать ответа, какой процесс в организме отвечает за стремление потреблять в пищу именно сладкие продукты.

Между тем понимание биологии происходящего позволило бы ограничить аппетит любителей сахара.

Это открытие может совершить настоящую революцию в борьбе с сахарным диабетом и ожирением. Ведь все известные ранее гормоны, связанные с регуляцией аппетита, не могли заблокировать отдельную группу питательных веществ.

«Мы знали, что FGF21 может повысить чувствительность к инсулину, – говорит в пресс-релизе ведущий автор исследования Лукас БонДюран (Lucas BonDurant). – Теперь мы обнаружили, что этот гормон может помочь людям, которые не способны ограничить себя в потреблении сладкого, и рискуют заполучить диабет».

Начало работы было положено после анализа генома человека, который выявил связь между определёнными мутациями и потреблением людьми отдельных макроэлементов, таких как белки, жиры и углеводы. Две мутации находились вблизи гена FGF21, что и побудило команду исследователей определить роль этого гормона в обмене веществ.

В эксперименте БонДюран и его коллеги использовали нормальных и генетически модифицированных мышей, которые либо вообще не производили исследуемый гормон, либо вырабатывали его в огромном количестве.

Когда учёные предоставили обычным грызунам выбор между сбалансированным рационом и кормом с повышенным содержанием сахара, те не отказывались от сладкого, но ели его в семь раз меньше, чем обычную пищу. У модифицированных грызунов предпочтения разделились. В то время как мыши без гормона потребляли много сахара, их сородичи с высоким уровнем FGF21 подходили к сладкому очень редко.

Учёные пришли к выводу, что

гормон снижает тягу к углеводам, но при этом не действует на все виды сахаров, такие как сахароза, фруктоза и глюкоза, в равной степени. Они также обнаружили, что гормон действует на мозг, но пока не нашли, какие нервные пути задействованы в процессе регуляции.

Сейчас команда сосредоточилась на гипоталамусе, где расположены нервные центры пищевого поведения. Кроме того, исследователи ищут другие гормоны, которые могут влиять на потребление различных макроэлементов.

Интересно, что

FGF21 также блокирует тягу к алкоголю, который представляет собой переработанный, ферментированный сахар. Таким образом, результаты работы, опубликованные в двух статьях в издании Cell Metabolism, могут открыть новые пути для лечения не только расстройств пищевого поведения, но и алкоголизма.