Генетики обнаружили ген болезни "черно-белого" зрения

Международная группа генетиков выяснила, что так называемая ахроматопсия, болезнь черно-белого зрения, возникает в результате мутации в гене ATF6, которая ломает светочувствительные белки в колбочках на сетчатке глаза и превращает мир в засвеченную черно-белую фотографию, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Genetics.

«На Земле существуют целые семьи, которые страдают от подобных проблем со зрением. Люди с ахроматопсией видят мир в тонах серого. В самых тяжелых случаях, они не могут водить машину, читать книги, смотреть телевизор или просто работать. По сути, они являются слепыми», — рассказывает Джонатан Лин (Jonathan Lin) из университета Калифорнии в Сан-Диего (США).

Лин и его коллеги раскрыли причины развития этой тяжелой наследственной болезни и открыли дорогу для разработки генной терапии для ее подавления, изучив образцы ДНК, которые были получены от членов нескольких семей, страдающих от ахроматопсии.

Подобные исследования проводились и раньше, и в ходе них было выделено пять генов, мутации в которых вызывали ахроматопсию разной степени тяжести. Проблема, как объясняют авторы статьи, заключалась в том, что весомая часть носителей «черно-белого» зрения не обладала ни одной из этих пяти мутаций. Это заставило ученых проверить, какие другие факторы могли быть замешаны в развитии ахроматопсии.

Для этого Лин и его коллеги собрали группу из 18 добровольцев, страдавших от черно-белого зрения и не являвшихся носителями пяти ранее открытых мутаций, собрали пробы их генома и сравнили их между собой.

«Семейный» подход позволил ученым понять, какой из двух наборов ДНК, унаследованных от отца и матери, был виноват в развитии ахроматопсии.

Как оказалось,

в развитии ахроматопсии был замешан еще один ген – ATF6, особый участок генетического кода, который отвечает за очистку клеток от неправильно собранных трехмерных молекул белков и «перезагрузку» клеточного конвейера по их сборке.

В колбочках людей, страдающих от ахроматопсии, работа этого гена нарушена из-за опечатки длиной всего в одну «букву»-нуклеотид, в результате чего они постепенно «засоряются» неправильно собранными молекулами белков и в конечном итоге гибнут или просто перестают работать.

Как считает Лин,

подобная поломка не обязательно является бесповоротной, и он считает, что с ней можно бороться при помощи генной терапии, меняя поврежденные копии ATF6 на их нормальную версию.

По его словам,

подобные эксперименты уже проводятся на мышах, и их результаты, как надеется генетик, помогут найти способ помочь людям с этой редкой болезнью вернуть краски в их жизнь.