Эксперимент по разгадке создания Вселенной начнут в Японии в 2017 году

Международная коллаборация ученых планирует в 2017 году в Японии начать эксперимент COMET, который при успехе поможет в разгадке тайны происхождения Вселенной и станет по значимости схожим с открытием бозона Хиггса, сообщил журналистам в понедельник руководитель эксперимента, профессор института Осака (Япония) Йошитака Куно (Yoshitaka Kuno).

Куно, а также исполнительный директор эксперимента Сатоши Михара (Satoshi Mihara) из лаборатории японской KEK и другие участники проекта принимают участие в 16-м рабочем совещании международной коллаборации по проведению эксперимента COMET, которое открылось в понедельник в Новосибирске.

По данным ученых,

эксперимент будет проводиться на одном из крупнейших в мире ускорительном комплексе J-PARK в Японии, способном обеспечить самый мощный в мире импульсный пучок протонов с необходимыми параметрами. Над подготовкой эксперимента работает 170 специалистов из 13 стран мира, включая Россию. Стоимость эксперимента — около 50 миллионов евро.

«Эксперимент COMET предназначен для поиска процессов физики элементарных частиц, чтобы разгадать тайны природы. Сейчас существует Большой адронный коллайдер в Женеве, где был открыт Бозон Хиггса. Кроме него, на БАКе не нашли новых частиц, и сейчас физики продолжают их искать. Одним же из способов поиска новых частиц является поиск очень редких процессов», — сказал он.

По словам руководителя, в ходе эксперимента ученые будут искать такой редкий процесс — процесс перехода элементарной частицы мюон в другую элементарную частицу электрон. Никогда ранее этот процесс не наблюдался.

«Если нам удастся найти такой процесс, это будет большим прорывом в физике элементарных частиц. Первая фаза эксперимента начнется через два года, в 2017 году — примерно половина оборудования уже готова, а вторая фаза — в 2020–2021 годах. Мы будем идти вперед, чтобы сделать новое открытие вместе с международной коллаборацией», — сказал Куно.

Ученый отметил, что

в коллаборации работают очень сильные участники из России — это ученые Института ядерной физики (ИЯФ СО РАН), Объединенный институт ядерных исследований (Дубна) и Института теоретической и экспериментальной физики (Москва).

В свою очередь, замдиректора ИЯФ СО РАН Юрий Тихонов отметил, что если в результате эксперимента ученые обнаружат переход мюона в электрон, это будет означать наличие некой новой физики, которая человечеству в настоящее время недоступна.

«То, что мы играем в этом эксперименте не последнюю роль, отражает наше положение в мировой науке. ИЯФ, в частности, разрабатывает электронику. Наше ключевое участие — это создание калориметра, самого важного элемента этого эксперимента. Наши идеи востребованы и возможно мы будем принимать участие в изготовлении калориметра и его настройке в Японии», — сказал Тихонов.