Бактерии для доставки ДНК-вакцин

-->

Одним из современных способов терапии рака является использование ДНК-вакцин. В результате работы, проведенной в университетах Китая и Сингапура, был разработан новый способ доставки вакцин. Для этого были использованы бактерии, покрытые специальными наночастицами. Результаты работы опубликованы в журнале Nano Letters.

Наиболее простым и комфортным для пациента способом доставки ДНК-вакцины является пероральный (прием лекарства через рот). Однако, попав в желудочно-кишечный тракт, препарат может быть разрушен пищеварительными ферментами, кроме того, могут возникнуть трудности на этапе его всасывания из кишечника в кровь. Чтобы решить указанные проблемы, сотрудники Чжэцзянского университета (Китай) и Технологического университета Наньян (Сингапур) разработали новый необычный способ. В качестве основного носителя вакцины они использовали бактерию из рода сальмонелла. Разумеется, был использован ослабленный штамм бактерии, не способный вызвать заболевание. В бактерию внедрили ДНК-вакцину, представляющую собой ген, кодирующий человеческий рецептор VEGFR2. Этот рецептор отвечает за рост сосудов. Если такой рецептор заблокировать, рост новых сосудов прекратится и опухоль не сможет развиваться, так как ей не будет хватать питательных веществ и кислорода.

innogest-1-immunotherap.jpg

Однако такая бактерия оказывается неустойчивой в желудочно-кишечном тракте. Чтобы преодолеть эту трудность, авторы работы использовали специальные наночастицы. Они были сделаны из отрицательно заряженных полимерных молекул. Поскольку поверхность сальмонеллы несет положительный заряд, эти частицы примагничивались к ней, образуя подобие защитной оболочки. В результате такая бактерия легко преодолевала кислую среду желудка и, достигнув нижних отделов кишечника, начинала размножаться, вызывая ожидаемую ответную реакцию иммунной системы на саму сальмонеллу и содержащуюся в ней ДНК-вакцину.

Теперь авторы работы планируют развивать методику, опробуя другие типы бактерий и наночастиц. В планы разработчиков входят испытания других типов ДНК-вакцин, направленных на иные разновидности онкологических заболеваний, а также некоторые болезни иммунной системы.

innogest.ru