Американка решила «вылечить себя от старения» в обход FDA

Структура теломеразы жука Tribolium castaneum.Изображение Mitchell, M., Gillis, A., Futahashi, M., Fujiwara, H., Skordalakes

Элизабет Периш, руководитель стартапа BioViva, стала первым в мире человеком, получившим генетическую терапию старения. Об этом говорится в сообщении от лица компании,которое подписала сама Периш. Некоторые подробности она сообщает на форумеReddit, экспертов, знакомых с деятельностью компании, опросили журналисты MITTechnology Review.

Процедура заключалась во внутривенном введении генетических конструкций. Причем,поскольку генетическая терапия старенияне только не разрешена американскимFDA, но и даже не рассматривалась в этомключе, процедуру проводили за пределамиСША. По словам некоторых из контрагентовBioViva, скорее всего речь идет о Колумбии,но ни название клиники, ни имя проводившего процедуру врача не известно.

В пресс-релизе компании говорится о двух видах «терапии».По словам Периш, речь идет об активациителомеразы с помощью вирусных векторови введении конструкций, стимулирующихсинтез фоллистатина.

Первый видвмешательства до сих пор применялсятолько на мышах. В работе 2012 года было«показано»: [http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22585399], что введение генов теломеразы в векторе на основе аденовируса способно продлить среднее время жизни животных на 13–24 процента, в зависимости от возраста грызунов.

Теломераза— это фермент, достраивающий ДНК наконцах хромосом (теломерах). Старениесопровождается деградацией теломер,которую теломераза способна обратитьвспять. Но поскольку причинно-следственная связь между деградацией теломер и старением остается сложным вопросом,а активация теломеразы может вызывать рак, теломеразная терапия до сих пор была только объектом исследования, но никогда не применялась на человеке или приматах.

Что касается введения генетических конструкций с фоллистатином, то его уже успешно испытывалина пациентах с мускульной дистрофией (но не здоровых людях). Фоллистатин стимулирует мышечный рост поскольку является антагонистом миостатина — белка, подавляющего этот процесс.

Эксперты,опрошенные MIT Technology Review, в том числе известный биолог Джордж Чёрч склоняются к тому, что заявления Периш скорее всего соответствуют действительности. Провести подобную процедуру на основе наработок,уже опубликованных в академических журналах не составляет особого труда— в отличие от организации дорогостоящих и долговременных клинических исследований. Чёрч признается, что терапия с помощью теломеразы может быть очень перспективна,но подчеркивает, что она должна проводится в рамках воспроизводимых исследований.

Автор: Александр Ершов