Ядерщики России стали соавторами открытий года по версии Physics World

Первая в истории посадка научного модуля «Фила» на поверхность ядра кометы Чурюмова-Герасименко названа открытием года по версии авторитетного мирового научного журнала Physics World. «Фила» изучал состав поверхности кометы благодаря разработке одного из российских атомных центров.

Модуль «Фила» космического зонда «Розетта» впервые в истории высадился на трехкилометровое ядро этой кометы 12 ноября. Спустя сутки модуль приступил к исследованию химического состава ядра.

В результате исследований паров воды с кометы выяснилось, что

вода на ней и на Земле имеет разный состав. Оказалось, что доля тяжелого изотопа водорода, дейтерия, в составе паров воды на комете значительно превышает его долю в воде на Земле. Это исключает версию появления воды на Земле в результате падения комет.

Модуль «Фила» также собрал данные о составе грунта на поверхности кометы. Это было сделано благодаря уникальному радиоактивному источнику на основе изотопа кюрия-244, изготовленному предприятием госкорпорации «Росатом» димитровградским Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (НИИАР).

На борту «Фила» установлен спектрометр альфа-частиц и рентгеновского излучения APXS — прибор для изучения элементного состава вещества поверхности кометы. В результате облучения грунта альфа-частицами от источника на основе кюрия-244 возникает вторичное гамма-излучение, по которому можно судить о составе поверхности кометы.

Российские ядерщики стали соавторами и другой работы, попавшей в топ-10 по версии Physics World. Речь идет об открытии, позволившем выяснить особенности рождения энергии Солнца.

Международный проект «Борексино», в который входят специалисты нескольких российских научных центров, впервые в истории изучения Солнца выяснил, что почти вся энергия нашего светила обусловлена термоядерной реакцией слияния двух ядер водорода, протонов, с образованием дейтерия.

В соответствии с современными астрофизическими моделями, основным источником энергии Солнца является так называемая протон-протонная цепочка реакций — последовательность термоядерных реакций в звездах, приводящая к превращению водорода в гелий.

Впервые доказательство протекания такой реакции на Солнце проект «Борексино» получил в 2011 году.

Теперь оказалось, что эта реакция образует около 99% всей солнечной энергии.

Детектор «Борексино», установленный в подземной лаборатории Гран Сассо Национального института ядерной физики Италии (INFN), измеряет поток солнечных нейтрино, образованных в термоядерной реакции слияния двух ядер водорода с образованием ядра дейтерия.

Проект «Борексино» включает в себя научно-исследовательские институты из Германии, Италии, Польши, России, США, и Франции.

С российской стороны в проекте участвуют

• Национальный исследовательский центр «Курчатовский Институт»,
  • Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Скобельцына МГУ,
  • Объединенный институт ядерных исследований (Дубна) и
  • Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт» (МИФИ).