В Красноярске работают на синтезом упорядоченных нанотрубок

Сегодня у тридцатилетнего учёного Станислава Хартова отдельный кабинет в Красноярском научном центре. К тому же он резидент бизнес-инкубатора и автор проекта, над которым работает целая команда умов. Вот-вот ноу-хау должно взорвать научную общественность.

Волшебство и несомненную неординарность этого человека подтверждает даже цветущее дерево с десятком маленьких плодов граната на рабочем столе. Трудно поверить в то, что, будучи уже практически выпускником Московского института электронной техники, он готовил себя к скучному будущему, сожалея о том, что ничего особенного уже не произойдёт: научные открытия не случатся, интересные люди не повстречаются.

Тогда, в конце учебного года, в его вузе прошла конференция, которую открыл пожилой профессор с седыми усами. Из его речи выяснилось, что в родном университете Станислава на том самом этаже, где и его кафедра, есть центр, в котором крутится такая же смышлёная молодёжь, но при этом увлекающаяся нанотехнологиями.

«И тут в моей голове произошёл квантовый скачок: я решил перейти на кафедру этого профессора, несмотря даже на то, что вот-вот должен был защищать диплом, – с искренним восторгом делится Станислав Хартов. – Навязчиво пристал к старичку, прося его взять меня в центр, пусть и с понижением на год. Чтобы студент отстал, профессор отшутился и посоветовал мне прочитать три тома квантовой физики Ландау, а потом прийти и рассказать. Я взял книги и начал их фанатично изучать в поезде Москва – Красноярск. На третьи сутки в окошке уже маячил Новосибирск, а я всё ещё не перелистнул и двух страниц. Не то чтобы не понимал, что писал Ландау, скорее я с ним был в корне не согласен. Но уже подъезжая к Красноярску, получил огромное удовольствие».

Не найдя понимания у родителей, но при этом возвратившись в столицу воодушевлённым и счастливым, Станислав первым делом кинулся к профессору. Тот пришёл в восторг от усилий студента и уже сам стал инициатором того, чтобы перетащить незамеченного гения к себе. Так наш герой попал в научный центр, а вскоре там же защитил кандидатскую диссертацию.

Первой и успешной ступенькой стал конкурс инновационных проектов. Студенты представляли свои работы, совершенно не задумываясь об их коммерциализации. Однако мнение учёных о том, что идея так и останется невоплощённой, если в неё не будет вложена прикладная мысль, подтолкнула молодых исследователей к созданию действительно инновационного продукта.

«Вышло довольно забавно, – улыбается Станислав. – На тот момент это была самая маленькая в мире установка синтеза углеродных нанотрубок. На базе предприятия из Волгодонска, которое делает небольшие вакуумные минипечки, мы сделали отличную установку, которая позволила студентам в рамках одной лабораторной работы самим получить объект нанотехнологий».

К слову, это самые модные наноструктуры, за которые в 1991 году японец получил Нобелевскую премию. Теперь же на обычном столе можно было получить высокой степени чистоты нанотрубки, а в электронном микроскопе убедиться в том, что они ещё и красивые.

«В наномире темно, но так же, как слепой палочкой нащупывает почву, здесь инструментом прощупывается рельеф того, что ты, можно сказать, вырастил сам», – буквально на пальцах растолковывает учёный.

За реализацию этого продукта молодые студенты выручили 15 миллионов рублей. Продали разработку в институты Казахстана, Эстонии и даже вышли на рынок США. Вскоре Станислав переключился на другой проект:

«Однажды в общежитии я задумался над тем, чтобы эти трубки не просто хаотично лежали, как сено, а организовывали какую-то структуру с полезной функцией. Я понял, что такой интересный проект буду делать только у себя дома».

На данном этапе Станислав и его единомышленники идут к тому, ради чего всё затевали. Они должны оказаться на рынке с неким продуктом, аналогов которого нет. Сейчас две солидные научные организации проверяют их гипотезу. Результат пока неизвестен, но от разработки уже отпочковалось весьма интересное направление, и экспериментальный образец готового продукта они планируют получить уже в этом году. Научными тайнами не делятся, суеверность не исключение и для учёных. Единственное, о чём могут рассказать, это тёплое окно. Такие уже были, но они его сделали в пятьдесят раз дешевле.

«Очень комфортный обогрев, в таких помещениях как ребёнок в утробе матери», – сравнивает Станислав Хартов.

В своё время Станислава Хартова иностранцы возили на дорогих автомобилях, предлагали работать и создавать технологичные продукты за границей, но он посчитал, что ему будет комфортно в родных краях. Жаль, что его пример лишь один из немногих. Но есть надежда, что со временем их станет гораздо больше. Заниматься наукой в нашей стране постепенно становится всё выгоднее и, главное, всё интереснее. Ну, а в том, что талантов у нас хватает, в этом уж сомнений нет.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Дарья Прокопчук, gornovosti.ru

НОР