Ученые впервые расшифровали геном холерной бактерии XIX века

Образцы тканей человека, умершего во время эпидемии холеры в середине XIX века, позволили ученым объяснить, почему в XX веке произошла смена разновидностей холерных бактерий, вызывающих большую часть вспышек заболевания, говорится в статье, опубликованной в New England Journal of Medicine.

Основной штамм бактерий, вызывающих холеру, — Vibrio cholerae — имеет две разновидности — «классическую», которая была причиной эпидемий XIX века, и «современную», получившую название Эль-Тор, которая вызывает большую часть эпидемий с 1960-х годов. Она была впервые найдена в городе Эль-Тор (Египет) в 1905 году.

Причины, по которым Эль-Тор сменил классическую разновидность, до сих пор остаются неизвестными. Объяснить их может изучение геномов бактерий, вызывавших эпидемии XIX века, но сложность заключается в том, чтобы найти образцы бактерий, сохранившиеся до наших дней.

Хендрик Пойнар (Hendrik Poinar) из Университета Макмастера в Гамильтоне (Канада) и его коллеги обнаружили в коллекции Музея медицинской истории Мюттера в Филадельфии (США) заспиртованный фрагмент кишки человека, умершего от холеры во время эпидемии в Филадельфии 1849 года.

Благодаря этой находке им впервые удалось расшифровать геном холерной бактерии XIX века. На основании полученных данных ученые предположили, что

классическая разновидность и Эль-Тор произошли от общего предка, существовавшего в районе Бенгальского залива около тысячи лет назад.

За один из основных симптомов холеры — сильную диарею, приводящую к обезвоживанию организма, отвечает холерный токсин. Он вырабатывается Vibrio cholerae благодаря генам, которые привнес в ее геном бактериофаг — вирус, заражающий бактерии.

Пойнар и его коллеги обнаружили, что

с середины XIX века классическая разновидность холерной бактерии потеряла один или более наборов генов, кодирующих токсин. Ученые предполагают, что эта потеря сделала ее менее заразной, и поэтому она уступила разновидности Эль-Тор.