Учёные подтвердили митохондриальный дефицит у детей, страдающих от аутизма

Модель строения митохондрии.

Организм детей, у которых выявляется аутизм, испытывает дефицит функционирования определённых иммунных клеток, защищающих его от различных инфекций. Речь о гранулоцитах. Они в три раза менее эффективно защищают организм от инфекции по сравнению с гранулоцитами детей, развитие которых идёт нормально. Гранулоциты, циркулирующие в крови, в меньшей степени способны обеспечивать принципиально важные противоинфекционные оксидативные ответы, направленные на борьбу с внедряющимися в организм инфекционными агентами. Так происходит из-за дисфункции митохондрий — органелл, отвечающих за обеспечение клеток энергией.

«Гранулоциты борются с инфекционными агентами клеток, такими как бактерии и вирусы, путём продукции высокоактивных оксидантов, токсичных химических соединений, которые подавляют развитие микроорганизмов. Выявленные нами данные показывают, что у детей с тяжёлой формой аутизма упомянутый выше ответ протекает слабее и медленнее» — говорит Элеонора Наполи (Eleonora Napoli, ведущий автор исследования, научный сотрудник кафедры молекулярной биологии факультета ветеринарной медицины Калифорнийского университета в Дэвисе).

Как сообщают учёные, гранулоциты детей, у которых выявляется аутизм, вырабатывают меньшее количество активных оксидантов, и им требуется больше времени на их продукцию.

Кроме того, авторы проведённого исследования обнаружили, что

митохондрии гранулоцитов детей с аутизмом потребляют существенно меньше кислорода по сравнению митохондриями здоровых детей. Это можно рассматривать как ещё один показатель понижения функции митохондрий.

Митохондрии — это главный внутриклеточный источник свободных радикалов кислорода — высокореакционных соединений, способных повреждать клеточные структуры и ДНК. Клетки способны репарировать определённые повреждения, вызванные окислением.

Однако, у детей с аутизмом клетки генерируют большее количество свободных радикалов. Они в меньшей степени способны репарировать повреждения. В результате они сталкиваются с более сильным окислительным стрессом.

Уровни содержания свободных радикалов в клетках крови детей с аутизмом были в 1,5 раза выше, чем у здоровых детей. В исследовании были использованы образцы крови детей, полученные в рамках научной программы CHARGE (Childhood Risk of Autism and the Environment). Была проанализирована кровь 10 детей с тяжёлой формой аутизма в возрасте от 2 до 5 и 10 лет.

Результаты более раннего исследования показали ослабление митохондриальной функции в другом типе иммунных клеток — лимфоцитах. Данные результаты совместно с результатами нового исследования показывают, что

дефицит способности клеток питать нейроны головного мозга может приводить к некоторым когнитивным нарушениям, ассоциированным с аутизмом. Увеличение содержания свободных радикалов может повышать степень тяжести аутизма.

«Ответ, выявляемый среди гранулоцитов, отражает более ранние результаты, полученные при исследовании лимфоцитов организма детей с тяжёлой формой аутизма, подчёркивая некоторую зависимость между энергетическим метаболизмом и ответом на оксидативные повреждения» — говорит Цецилия Гуили (Cecilia Giulivi, профессор кафедры молекулярной биологии факультета ветеринарной медицины Калифорнийского университета в Дэвисе). По её словам, полученные данные подтверждают то, что иммунный ответ модулируется ядерным фактором NRF2, контролирующим антиоксидантный ответ на влияние факторов окружающей среды.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти на веб-страницах журнала Pediatrics.

1. Science Daily