Свободные радикалы в оптимальном количестве способствуют ранозаживлению

Свободные радикалы могут способствовать заживлению ран у C. elegans.

Образующие в митохондриях свободные радикалы, которые долго рассматривались как факторы, оказывающие негативное влияние на ткани и клетки, на самом деле могут оказывать благотворное влияние на ранозаживление.

К такому выводу пришли биологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Они обнаружили, что реактивные формы кислорода – химически активные молекулы, несущие кислород, например пероксиды, известные как свободные радикалы, необходимы для нормального протекания процесса ранозаживления у круглых червей C. elegans.

В статье, опубликованной на страницах журнала Developmental Cell, исследователи рассказывают о том, что

свободные радикалы, которые образуются в митохондриях, не только важны для заживления ран кожи, но повышенное содержание активных форм кислорода (АФК) может на самом деле ускорить ранозаживление.

«Существует много способов, с помощью которых вы можете получить АФК в клетке, но ни один не был рассмотрен в митохондриях детально» – говорит Эндрю Чишолм (Andrew Chisholm, профессор отделения биологических наук Калифорнийского университета Сан-Диего). Он проводил исследование совместно с Сухонгом Ксу (Suhong Xu) – научным сотрудником, работающим в лаборатории Чишолма. «Наше обнаружение было удивительным, так как мы не осознавали, что митохондрии принимают такое участие в заживлении ран» – уточняют авторы проведённого исследования.

Свободные радикалы, или АФК, уже давно рассматриваются в качестве факторов, повреждающих ДНК, РНК и белки. Так как повреждения, которые они вызывают, как считается, приводят к преждевременному старению и повышают риск развития раковых заболеваний, многие люди принимают антиоксиданты, чтобы минимизировать риск развития клеточных повреждений в результате активности свободных радикалов.

Специалисты из Калифорнийского университета выяснили, что хоть слишком высокое содержание АФК может оказывать негативное влияние, полная элиминация свободных радикалов препятствует заживлению ран.

Результаты проведённого исследования могут помочь создать средства для лечения пожилых людей, а так же людей с сахарным диабетом, у которых выявляются проблемы с заживлением ран.

«Похоже, вам требуется некий оптимальный уровень АФК-сигнализирования. Слишком высокий уровень вреден для вас, как и слишком низкий уровень» – говорит профессор Чишолм. По его словам, при инактивации генов, ответственных за продукцию АФК в митохондриях, и элиминации антиоксидантов у круглых червей отмечались проблемы с заживлением ран. Учёные так же обнаружили, что небольшое содержание АФК обеспечивало более быстрое (по сравнению с нормой) заживление.

Хоть авторы проведённого исследования подтвердили сделанное ими открытие только для круглых червей, они предполагают, что аналогичная ситуация может наблюдаться и у более развитых существ. В настоящее время авторы проведённого исследования планируют продолжить научные изыскания, посвящённые проблеме влияния свободных радикалов на процесс заживления ран, на грызунах.

2. Science Daily