Современные роботы не могут справиться с решением задач, связанных с выполнением моральных и этических норм

С учетом того, что роботы-андроиды, роботы-автомобили и роботы других видов все больше и больше входят в нашу повседневную жизнь, люди все больше задумываются о том, чем это все может быть чревато для них самих. В принципе, существующие нормы этики и морали не очень сложно оформить в виде наборов неких правил, запрограммировать их и зашить в «мозги» всех роботов. Но в окружающем нас мире очень часто случаются ситуации, когда возникает необходимость сделать быстро непростой выбор, руководствуясь исключительно собственными внутренними нормами и понятиями. И если в случае с человеком выбор будет определен внутренним миром этого человека, то, что в таком случае будет делать робот, не имеющий точных инструкций на такие случаи? Найти ответ на этот сложный вопрос попробовал исследователь-робототехник Алан Винфилд (Alan Winfield) из Лаборатории робототехники, Бристоль, Великобритания.

Алан Винфилд и его коллеги построили своего рода этическую ловушку для роботов.

Подопытный робот был запрограммирован таким образом, чтобы своими действиями воспрепятствовать другим роботам, изображающим из себя людей, упасть в яму. В принципе, эта ловушка является упрощенной интерпретацией второй части Первого закона робототехники Айзека Азимова, который звучит следующим образом –

«Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».

Сначала робот-спасатель успешно справлялся со своей задачей. Когда робот, изображающий человека, начинал двигаться к яме, робот-спасатель успешно отталкивал второго робота, смещая его с опасной траектории движения. Но самое интересное началось в тот момент, когда исследователи ввели на поле еще одного робота, изображающего человека, что поставило робота-спасателя перед проблемой выбора. В результате этого ситуации на игровом поле начали происходить по совершенно непредсказуемым сценариям, в одних случаях роботу удавалось спасти обоих «людей», в других – только одного, а в третьих случаях – ни одного. А в 14 случаях из 33 попыток робот-спасатель, «узрев» второго «человека» просто зависал, его программа так и не смогла сделать выбор в пользу одного или другого «человека», в результате чего они оба упали в яму.

Результаты проведенных экспериментов, по мнению Алана Винфилда, указывают на то, что

все современные роботы являются «нравственными зомби», которые не способны сделать своего собственного выбора. Конечно, такую ситуацию можно решить путем существенного расширения запрограммированного набора правил поведения, но роботы в любом случае будут просто выполнять эти правила, не понимая рассуждений, этических и моральных норм, стоящих позади этих правил.

Эту проблему, так или иначе, придется решать в самом ближайшем времени. Ибо вполне вероятно возникновение таких ситуаций, когда, к примеру, автомобилю-роботу придется делать выбор между безопасностью его водителя, пассажиров и риском нанесения повреждений другим водителям или пешеходам. И простым набором правил, который нельзя расширять до бесконечности и которым не опишешь все возможные варианты событий, тут же не отделаешься.

Следует отметить, что первые шаги в этом направлении уже ведутся. Рональд Аркин (Ronald Arkin), инженер-программист из Технологического института Джорджии в Атланте уде разработал ряд алгоритмов для систем управления боевыми роботами.

Этот ряд алгоритмом можно рассматривать как своего рода «этический контроллер», который позволит роботам принимать сложные решения на поле боя. Алгоритмы «этического контроля» уже были проверены на математических моделях, подобных современных компьютерным играм военной тематики, и это продемонстрировало их высокую эффективность. Беспилотники и другая робототехническая военная техника отказывалась вести огонь по школам, больницам и другим подобным объектам. А если это и приходилось делать, то огонь велся таким образом, чтобы количество жертв среди мирного населения было минимальным.

«Законы ведения войн разрабатывались и шлифовались в течение тысячелетий» – рассказывает Рональд Аркин, – «И роботы, в которых будут вложены эти законы, никогда их не нарушат в отличие от людей, которые способны преступить черту под силой стечения многих обстоятельств».

«Немного позже мы сможем взять за основу этические и моральные нормы поведения, разработанные для военных роботов, и без особых затруднений адаптировать их под других различных роботов» – рассказывает Алан Винфилд, – «Подчиняясь этим нормам, роботы будущего будут принимать решения и выполнять действия, причины и последствия которых будут понятны не только самим роботам, но и всем окружающим людям».

Эту проблему, так или иначе, придется решать в самом ближайшем времени. Ибо вполне вероятно возникновение таких ситуаций, когда, к примеру, автомобилю-роботу придется делать выбор между безопасностью его водителя, пассажиров и риском нанесения повреждений другим водителям или пешеходам. И простым набором правил, который нельзя расширять до бесконечности и которым не опишешь все возможные варианты событий, тут же не отделаешься.

Следует отметить, что первые шаги в этом направлении уже ведутся. Рональд Аркин (Ronald Arkin), инженер-программист из Технологического института Джорджии в Атланте уде разработал ряд алгоритмов для систем управления боевыми роботами. Этот ряд алгоритмом можно рассматривать как своего рода «этический контроллер», который позволит роботам принимать сложные решения на поле боя. Алгоритмы «этического контроля» уже были проверены на математических моделях, подобных современных компьютерным играм военной тематики, и это продемонстрировало их высокую эффективность.

Беспилотники и другая робототехническая военная техника отказывалась вести огонь по школам, больницам и другим подобным объектам. А если это и приходилось делать, то огонь велся таким образом, чтобы количество жертв среди мирного населения было минимальным.

«Законы ведения войн разрабатывались и шлифовались в течение тысячелетий» – рассказывает Рональд Аркин, – «И роботы, в которых будут вложены эти законы, никогда их не нарушат в отличие от людей, которые способны преступить черту под силой стечения многих обстоятельств».

«Немного позже мы сможем взять за основу этические и моральные нормы поведения, разработанные для военных роботов, и без особых затруднений адаптировать их под других различных роботов» – рассказывает Алан Винфилд, – «Подчиняясь этим нормам, роботы будущего будут принимать решения и выполнять действия, причины и последствия которых будут понятны не только самим роботам, но и всем окружающим людям».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (4 votes)
Источник(и):

1. dailytechinfo.org

2. New Scientist