Расширены представления о биологии злокачественных новообразований

Клетка злокачественного новообразования мочевого пузыря.

Так же как археологи пытаются расшифровать написанное на древних табличках, чтобы понять их смысл, биологи из Юго-западного медицинского центра университета Техаса, занимающиеся изучением развития новообразований, работают над расшифровкой биологических аспектов развития опухолей. Фактор p53, возможно, вовлечён в передачу сигналов, направленных на подавление опухолевого роста. Однако р53 предвосхищает злокачественные новообразования, поэтому учёным не ясно, какова его подлинная функция.

Пытаясь разгадать данную загадку, доктор Джон Абрамс (John Abrams, профессор кафедры клеточной биологии Юго-западного медицинского центра университета Техаса) и группа исследователей под его руководством сделали интересное открытие — выявили связь между р53 и стволовыми клетками.

Как выяснили учёные, когда в клетке есть повреждение, р53 сверхактивен только в стволовых клетках. Следовательно, противоопухолевая активность р53 может происходить из более древней способности р53 регулировать рост стволовых клеток.

«Исследование было таково, что засветились только стволовые клетки. Никакие другие клетки не засветились. Это значит, что мы сможем понять функцию р53 в стволовых клетках» — говорит доктор Абрамс. По его словам, можно ожидать, что со временем удастся расширить представления о механизмах супрессии опухолей р53.

Как отмечает доктор Абрамс,

р53 — это одно из наиболее эффективных средств подавления развития опухолей. р53 регулирует работу генов, заставляя их уничтожать множество предопухолевых клеток до того, как они станут представлять серьёзную опасность. Почти в каждом случае, когда возникает опухоль, р53 перестаёт нормально функционировать, что указывает на то, что он является супрессором опухолей.

Стволовые клетки можно назвать одними из самых полезных в организме клеток в силу их регенеративного потенциала.

Стволовые клетки дают дочерние клетки, одни из которых являются стволовыми, а другие — способны превратиться практически в любые нужные организму клетки, например в клетки крови или почки.

Стволовые клетки привлекли к себе особое внимание учёных при исследовании опухолей по причине существования определённой гипотезы. В её рамках утверждается, что злокачественные опухоли инициируются и поддерживаются популяцией опухолевых клеток, обладающих свойствами, подобными свойствам зрелых стволовых клеток.

«Проведённое исследование говорит нам, что первобытная функция р53 жёстко реализована в стволовых клетках» — говорит доктор Абрамс. Он отмечает, что данное наблюдение играет важную роль для расширения представлений о биологии злокачественных новообразований.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти на веб-страницах журнала eLife.

1. Science Daily