Почему злокачественные опухоли молочной железы дают метастазы в лёгкие?

Клетка злокачественной опухоли молочной железы.

Исследование, проведённое под руководством Элисон Аллан (Alison Allan, доцент кафедр онкологии, а так же анатомии и клеточной биологии факультета медицины и стоматологии Шулиха университета Западной Онтарио, специалист научно-исследовательского института санитарии и гигиены Лоусона), объясняет, почему опухоли молочной железы часто дают метастазы в лёгкие.

Рак молочной железы — наиболее часто диагностируемый вид рака.

Он занимает второе место в списке причин, по которым чаще всего умирают женщины, живущие в Северной Америке. Если болезнь удаётся рано обнаружить, традиционная химиотерапия и радиолечение часто заканчиваются успешно. Но как только опухоль начинает давать метастазы, многие методы лечения перестают помогать. Лёгкие, как правило, в первую очередь подвержены опасным для жизни и здоровья человека изменениям в результате опухолевого метастазирования.

Предыдущая работа, выполненная под руководством Элисон Аллан, показала, что определённый тип клеток злокачественной опухоли молочной железы — стволовые клетки злокачественной опухоли молочной железы — ответственны за метастазирование (в рамках животных моделей), в частности в лёгкие.

В статье, опубликованной в журнале Neoplasia, учёные предложили новую модельную систему, которая симулирует среду различных органов за пределами живых организмов. Так называемый метод ex vivo. Специалисты наблюдали, что стволовые клетки злокачественной опухоли молочной железы обладают склонностью мигрировать в лёгкие и расти в них. Так же специалисты выявили специфические взаимодействия между стволовыми клетками злокачественных опухолей молочной железы и белками, которые синтезируются клетками тканей лёгких. Данные взаимодействия можно устранить, чтобы попробовать подавить злокачественное поведение опухолевых клеток.

Элисон Аллан говорит, что существует так называемая гипотеза семени и почвы.

«По аналогии с одуванчиком, когда он распадается на семена, то они покрывают всё вокруг. Однако они не обязательно прорастают везде, где оказываются. Они прорастают только в подходящей почве, которая содержит нужные питательные вещества, поддерживающие рост семян в чужеродной среде. В случае метастазирования опухолевые клетки («семена») обладают некоторыми наследственными факторами, которые определяют их агрессивность и способность метастазировать, хоть различные органы («почва»), как полагают, обеспечивают важные факторы, привлекающие опухоли к определённым органам и помогающие поддерживать их выживаемость и метастатическое развитие» — говорит доцент Аллан. «На опухолевых клетках было проведено множество исследований, так как они легко поддаются изучению, однако немногое вошло в понимание «почвенного фактора». Мы выявили некоторые специфические белки, которые синтезируются в лёгких. Они вступают во взаимодействие со стволовыми клетками злокачественной опухоли, делая лёгкие привлекательным местом для роста злокачественных клеток» — уточняют авторы исследования.

Полученные учёными результаты с течением времени могут принести пользу в клинической практике.

2. sciencedaily.com