Новый специфический маркер раковых стволовых клеток

-->

Ученые открыли и описали новый специфический маркер раковых стволовых клеток. Это рибофлавин, или витамин В2, пигмент, который в результате своего накопление внутри внутриклеточных везикул излучает зеленый свет. Это свойство излучать свет можно использовать для отслеживания, выделения и очистки раковых стволовых клеток без антител или других более дорогих и сложных методов.

1_436.jpg Бруно Сайнз и Ирэн Миранда
показывают изображение опухолевой стволовой клетки,
содержащей излучающие зеленый свет везикулы.
(Фото: CNIO)

Опухоли представляют собой мозаику из очень разных – морфологически и молекулярно – клеток. Подсчитано, что раковые стволовые клетки, на которые в последнее время возлагается ответственность за возникновение рака и за развитие резистентности к традиционным противораковым препаратам, составляют только 1–2% массы опухоли. Такой небольшой процент раковых стволовых клеток в солидных опухолях очень затрудняет их выделение и анализ, а также изучение причин лекарственной устойчивости.

Ученые из испанского Национального онкологического исследовательского центра (Centro Nacional de Investigaciones Oncologicas) открыли и описали новый специфический маркер раковых стволовых клеток. Им оказался рибофлавин, или витамин В2, пигмент, который в результате своего накопление во внутриклеточных везикулах излучает зеленый свет. Это его свойство можно использовать для отслеживания, выделения и очистки раковых стволовых клеток без антител или других более дорогих и сложных методов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Methods.

«Открытие этого нового маркера является прорывом, так как с его помощью можно выделять опухолевые стволовые клетки – наиболее инвазивные и химически стойкие раковые клетки. Автофлуоресценция позволяет отслеживать эти клетки простым и недорогим способом, а также изучать происхождение устойчивости опухолей к химиопрепаратам», – говорит Ирэн Миранда (Irene Miranda), первый автор статьи. «Как правило, мы видим только листья дерева, представленного опухолями, но не можем разглядеть корни [стволовые раковые клетки], которые являются действительно ответственной стороной за прогрессию и рост опухоли».

Это открытие, подтвержденное на нескольких типах опухолей, в том числе на биопсийных образцах, полученных от пациентов с раком поджелудочной железы, печени, толстой кишки и легких, поднимает вопрос: почему опухолевые стволовые клетки накапливают витамин В2?

В своей статье исследователи показали, что это связано с повышением уровней ABCG2, белка, ответственного за транспорт витамина В2 во внутриклеточные везикулы, придающие светимость клеткам. Однако факторы, стоящие за этим явлением, еще предстоит установить.

Несмотря на вопросы относительно ее природы, аутофлуоресценция может помочь в развитии будущих терапевтических подходов в рамках персонализированной медицины и в разработке более эффективных противоопухолевых препаратов.

«Теперь мы сможем выделять аутофлуоресцирующие клетки из биопсийных образцов и тестировать их чувствительность к экспериментальным или уже представленным на рынке препаратам», – говорят исследователи.

«Используя этот метод, мы хотим ускорить поиск новых лекарств или их комбинаций, чтобы специфически уничтожать раковые стволовые клетки», – добавляет соавтор исследования Бруно Сайнз (Bruno Sainz).

Оригинальная статья