Металлические нанотехнологии

Кандидат физико-математических наук Максим Пугачевский завоевал первое место в краевом конкурсе молодых учёных — второй раз за последние пять лет.

В 2011 году комиссия отметила работу Максима Пугачевского, посвящённую получению наночастиц оксидов переходных металлов методом лазерной абляции (воздействие лазерным импульсом). А на этот раз молодой учёный выявил уникальные физические свойства вольфрамовых нанопроволок, над получением и изучением которых работает вместе с коллегами из Института материаловедения Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук. Слова, согласитесь, для простого человеческого уха сложные и непривычные.

Обстановка в рабочем кабинете Максима в Дальневосточном университете путей сообщения тоже выглядит необычно. Основное пространство занимает огромный микроскоп, больше похожий на оборудование для космического корабля. Кстати, единственный в Хабаровском крае. Свой обычный рабочий день молодой учёный проводит, как правило, у какого-нибудь уникального высокотехнологичного оборудования, будь то атомно-силовой микроскоп или рентгеновский дифрактометр. Оно, кстати, находится в разных зданиях, так что Максиму нередко приходится в течение дня перемещаться из института материаловедения в ДВГУПС, а оттуда — в Тихоокеанский госуниверситет, или наоборот.

О своей работе старший научный сотрудник и преподаватель говорит с большим энтузиазмом, как о любимом увлечении, старается описать результаты своих сложных исследований как можно ярче и проще.

«К примеру, оксиды переходных металлов — титана, циркония, гафния — в виде наночастиц обладают уникальными свойствами, прежде всего — повышенной термостойкостью, — рассказывает Максим Пугачевский. — Их физико-химические свойства не меняются под воздействием температур. Диоксид титана активно применяется в солнечных батареях, диоксидом циркония покрывают огнеупорные материалы и лопасти турбин. Они применяются в ядерной промышленности и космической энергетике, а ещё могут разлагать нефтяные органические соединения, что очень важно, особенно учитывая случай с бензольным пятном на Амуре».

Что же касается вольфрамовых нанопроволок, то уникальную методику их получения разработали в Хабаровском институте материаловедения при ДВО РАН.

«Этим направлением занимаются всего две группы учёных в мире! — отметил Максим Пугачевский. — Первая — наша, в институте материаловедения, а вторая — в Центральном южном университете в Китае. Наши сотрудники Наталья Карпович, Наталья Лебухова и Константин Макаревич создали технологию, в которой можно получить вольфрамовые нанопроволок путём углетермического восстановления. Я активно подключился к этой работе. Моей задачей было изучить физические свойства нанопроволоки. Именно это и принесло ему вторую победу на конкурсе молодых учёных. Дело в том, что исследователь обнаружил уникальную особенность новой структуры…»

Сейчас учёные работают над тем, чтобы придать проволоке строгую направленность роста.

«Если смотреть на неё, мы увидим что-то, похожее на металлический мох, — уточняет старший научный сотрудник. — А для лучшего функционирования она должна располагаться ровными рядами, как волоски в щётке. Так что, образно говоря, сейчас мы пытаемся превратить мох в щётку…»

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

Дарья Уланова, Газета «Тихоокеанская звезда»

rusnanonet.ru