Медики успешно проверили вакцину от многих штаммов гриппа на мышах

Тайваньские медики завершили первый этап испытаний нового типа вакцины от гриппа, успешно защитив нескольких мышей от вируса свиного гриппа H1N1 и других разновидностей болезни, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вирусологи уже несколько десятилетий работают над созданием вакцины, которая помогла бы иммунной системе человека научиться находить и нейтрализовать все штаммы гриппа. И вспышки новых разновидностей этого вируса в Мексике и США, в Китае и в Юго-Восточной Азии только усилили этот интерес.

Чи-Ху Вонг из Центральной исследовательской академии в Тайпее (Китай) и его коллеги совершили большой шаг на пути к решению проблемы ежегодных эпидемий, завершив клинические испытания прототипа вакцины, защищающей от многих разновидностей гриппа.

Ранее ученые заметили, что эффективность вакцины крайне сильно зависит от одной конкретной детали в структуре ключевого белка вируса, гемагглютинина (HA) — количества и расположения углеводородных хвостов на его поверхности, которые присоединяются к белковой молекуле на последних этапах его сборки внутри зараженной клетки.

Руководствуясь этой идеей, ученые подготовили несколько версий HA и проверили, насколько хорошо вакцины на их основе будут защищать мышей от того же самого штамма гриппа и не похожих на него разновидностей. Как и ожидали ученые,

вакцины на базе полноценных HA не были способны «научить» иммунную систему бороться с другими штаммами вируса. Примерно то же самое происходило с молекулами гемагглютинина, на которых изначально отсутствовали хвосты углеводородов.

Совершенно иным образом обстояли дела с вакциной на базе HA, углеводородная «шуба» которого была «подстрижена» при помощи специальных ферментов.

Этот препарат успешно защитил мышей от свиного гриппа (H1N1) и некоторых других смертельно опасных штаммов гриппа. Как признают ученые, это еще не универсальная вакцина, однако дальнейшее изучение их препарата поможет создать ее.