Инновационные кластеры: внутренние ресурсы для развития

Опыту создания инновационных территориальных кластеров (их в Подмосковье сегодня три) было посвящено выездное заседание комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы, которое состоялось 20 июня 2014 года в особой экономической зоне «Дубна».

Для участия в заседании комитета, помимо областных парламентариев, были приглашены представители федеральных и областных органов исполнительной власти, местного самоуправления, подмосковных инновационных территориальных кластеров, управляющей компании особой экономической зоны «Дубна», ряда городских организаций и компаний-резидентов ОЭЗ.

vystavka14.jpgС инновационными проектами резидентов ОЭЗ «Дубна» на выставке в Конгресс-центре гостей познакомил Александр Рац.

Перед заседанием, которое проходило в Конгресс-центре ОЭЗ «Дубна», гости посетили правобережную площадку особой экономической зоны, где осмотрели новый научно-производственный комплекс «БЕТА» по выпуску современной медицинской техники для каскадного плазмафереза. Они побывали также в университете «Дубна» и в компании ВНИТЭП, разрабатывающей и выпускающей уникальные комплексы для высокоскоростной лазерной резки и сварки металлов.

aerokosmicheskie_sistemy14.jpgВ ОКБ «Аэрокосмические системы».

В Инновационно-технологическом центре ОЭЗ «Дубна» на левом берегу Волги областные парламентарии посетили компании-резиденты «Эйлитон» (разработка и производство медицинских изделий для клинической лабораторной диагностики) и «ОКБ «Аэрокосмические системы» (разработка конструкций и технологий производства бортовых систем нового поколения для летательных аппаратов), а также познакомились с инновационными проектами других резидентов ОЭЗ на постоянно действующей выставке.

Три года не был в Дубне – столько новых наработок и разработок, на удивление просто! Даже в голове не укладывается, – сказал после увиденного председатель комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Мособлдумы, доктор экономических наук Вячеслав Крымов, открывая заседание.

komitet14.jpgВыездное заседание комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Мособлдумы.

С сообщением о реализации программ развития российских инновационных территориальных кластеров в 2014 году выступил начальник отдела департамента инновационного развития Министерства экономического развития России Владислав Тарасенко.

Наша задача сейчас сформировать механизмы территориальной кооперации, это кластеры, входящие в них технопарки, особые экономические зоны, разного рода региональные институты развития, – отметил он, говоря о подходах министерства к новой кластерной политике. – На базе этих региональных экономических структур формируются индивидуальные точки роста и механизмы эндогенного развития, т.е. экономического роста, который основан не на внешних факторах, таких как цена на нефть или макроэкономическая ситуация, а на внутренних факторах, связанных с инновационным развитием, с творческим потенциалом тех людей, которые работают на территории и которые готовы к тому, чтобы их идеи, их творчество были воплощены в бизнес.

Пилотные проекты инновационных территориальных кластеров (напомним, что в перечне, утвержденном Правительством РФ, их 25), по словам представителя Минэкономразвития России, призваны отработать новые экономические механизмы, сформировать механизмы партнерства государства, бизнеса, университетов, науки и сделать так, чтобы лучшие практики распространялись между территориями России, чтобы можно было масштабировать управленческие, организационные, экономические модели, которые наиболее эффективны в российских условиях.

tarasenko.jpgВыступает Владислав Тарасенко.

В.В. Тарасенко подтвердил, что в 2014 году прямая финансовая поддержка будет оказана всем 25 кластерам, ее объем, как планируется, составит 2,5 млрд рублей против 1,3 млрд рублей в 2013 году. Общий объем субсидий на мероприятия программы развития инновационного территориального кластера ядерно-физических и нанотехнологий в Дубне, с учетом федерального и областного финансирования, – 140 млн рублей.

О первом опыте создания и развития дубненского кластера, конкретных примерах формирующихся горизонтальных связей – кооперации между его участниками рассказал Александр Рац, ответственный секретарь наблюдательного совета ОЭЗ «Дубна» и директор некоммерческого партнерства «Дубна», организации-координатора кластера. В выступлении Максима Данилова, заместителя генерального директора ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» – управляющей компании особой экономической зоны, были названы три главные проблемы, которые сегодня сдерживают внутреннее развитие территории: подготовка кадров для высокотехнологичных компаний (для ее расширения и улучшения в ОЭЗ планируется, в частности, создать сетевой образовательный центр); развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего, строительство моста через Волгу; строительство жилья для специалистов инновационных компаний (по-прежнему не решен вопрос о выделении земельных участков под целевое жилищное строительство, хотя соответствующие изменения в законодательство внесены).

Это важная задача и для Московской области, – поддержал Вадим Востоков, директор инновационного технологического центра МФТИ, представитель еще одного подмосковного инновационного территориального кластера «Физтех XXI». – Если Московская область не научится привлекать молодежь в наукограды, мы наукограды потеряем.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос о том, стоит ли опережающим образом формировать законодательство по инновационным территориальным кластерам на областном уровне – в отсутствие соответствующего федерального закона. Руководствуясь принципом «не навреди», участники заседания пришли к выводу, что разумнее прежде внимательно понаблюдать за происходящими в этой сфере реальными процессами, глубже изучить все имеющиеся материалы, а пока сосредоточить усилия на подготовке областного закона о региональных особых экономических зонах. Как известно, в феврале этого года Минэкономразвития России опубликовало для общественного обсуждения поправки в закон «Об особых экономических зонах» (и в Налоговый кодекс), касающиеся создания региональных особых экономических зон. Проект предусматривает разделение ОЭЗ по уровням на федеральные и региональные с различным порядком создания и функционирования, различным объемом льгот и преференций. Тем самым предлагается установить законодательные основы для создания региональных ОЭЗ. Непосредственное участие в этой работе областных депутатов позволит Мособлдуме занять активную позицию уже на стадии обсуждения и принятия предлагаемых изменений федерального законодательства.

– Вы довольны тем, что увидели в Дубне?

На этот вопрос начальник отдела департамента инновационного развития Министерства экономического развития России Владислав Тарасенко ответил так:

Я хотел посмотреть, насколько реализуются мероприятия программы развития кластера, который финансово поддерживается Министерством экономического развития Российской Федерации. Еще раз убедился в том, что, действительно, работа идет, в Дубне интересная команда и достаточно интересные проекты, в частности, в университете «Дубна», а также на предприятиях, которые мы посетили. Важно то, что налажено взаимодействие между администрацией особой экономической зоны, правительством Московской области, областной Думой и нашим министерством, потому что задачи комплексного развития территории должны решаться в совместной работе, поодиночке эти проекты не поднять. Нам хочется, чтобы Дубна стала примером для России, для других регионов – примером именно развития территории на моделях эндогенного роста, т.е. на моделях внутренних инновационных проектов, внутренних ресурсов, связанных с развитием инновационного и человеческого капитала на территории.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

http://www.nanonewsnet.ru/



Категории статьи