Генетический тест укажет на географию происхождения

Новый алгоритм помогает с беспрецедентной точностью определить географическое происхождение предков человека.

На протяжении веков учёные пытались разработать методику, которая позволил бы отследить географическое происхождение каждого человека. Группе британских исследователей это удалось: они разработали генетический тест, позволяющий определить точное место, где обитали предки конкретного индивидуума до тысячи лет назад.

Генетический алгоритм точно определяет страну происхождения предков около 80% людей, а для изолированных островных популяций он может указать остров или даже населённых пункт.

«ДНК человека содержит достаточно обширную информацию: историю эволюции, миграции, скрещивания и смешивания, — рассказывает руководитель проекта Эран Элейк (Eran Elhaik), генетик из университета Шеффилда. — Но этот генетический инструмент способен извлечь из такого объёмного архива точную информацию о нашем географическом происхождении».

Единственное, чем могли похватстаться исследователи ранее — это способностью выяснить местность происхождения европейцев с погрешностью около 700 километров.

Созданный Элейком алгоритм реконструирует генофонд человека. Он анализирует геном индивидуума и соотносит с его базой мировых генофондов, создавая своего рода генетические отпечатки, что позволяет соотнести данные с отпечатками популяций, проживавших в определённом месте в течение долгого времени.

Исследователи уже отследили с помощью нового метода происхождение более 600 человек по всему миру. Алгоритм помог выяснить страну, где обитали предки 83% этих людей 1000–3000 лет назад.

Для Юго-Восточной Азии и тропических тихоокеанских островов алгоритм может указать на конкретный остров с точностью до 87%. А для тех, чьи предки обитали на острове Сардиния, с точностью в 25% может быть выявлено родовое село. При этом максимальная погрешность составляет 50 километров.

Для сравнения: лучший из ранних алгоритмов, разработанный специалистами Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, смог определить правильную страну родового происхождения лишь 2% людей.

Наименее точен данный генетический тест для очень смешанного населения, например, пуэрториканцев или жителей Бермудских островов, — эти популяции за последние несколько сотен лет подверглись влиянию серьёзных демографических сдвигов.

Для людей смешанного происхождения, родители которых произошли из разных мест, алгоритм показывает географический средний показатель.

С помощью следующей версии алгоритма исследователи надеются начать определять страну происхождения каждого из родителей.

Научная статья была опубликована в издании Nature Communications.