Ген ASF1A, вероятно, играет ключевую роль перепрограммировании клеток

Снимок яйцеклеток человека.

Группа учёных из Мичиганского университета установила ген, который может являться ключом к развитию стволовых клеток, тех самых, что, претерпевая ряд изменений, могут превращаться организме в любые необходимые клетки.

Ген, о котором идёт речь, — ASF1A. Данный ген входит в число генов, ответственных за клеточное перепрограммирование — феномен, в результате которого один тип клеток превращается в другой. Клеточное перепрограммирование — ключ к созданию стволовых клеток.

В статье, опубликованной в журнале Science, учёные описывают, как они проанализировали более 5 тысяч генов яйцеклетки человека (ооцита) прежде, чем определить, что ASF1A, совместно с другим геном — OCT4 и вспомогательной растворимой молекулой, отвечает за перепрограммирование клеток.

«Это может стать главным прорывом в исследовании того, как развиваются стволовые клетки. В настоящее время специалисты выясняют, как зрелые соматические клетки, такие, например, как клетки кожи, могут быть превращены в эмбриональные стволовые клетки. Мы надеемся, что таким образом получится расширить текущее понимание механизма, который лежит в основе превращения клеток» — говорит Елена Гонзалез-Муноз.

В 2006 году учёные из Мичиганского университета расширили представления о геноме ооцитов, определив немало генов. На основе достижения 2006 года специалисты решили, что они могли бы определить гены, ответственные за клеточное перепрограммирование.

В 2007 году группа исследователей из Японии, внедрив четыре посторонних гена в клетки, обнаружила, что стволовые клетки можно получать без использования яйцеклеток человека. Данные клетки называются индуцированными плюрипотентными стволовыми клетками (иПСКи).

«Это важно, так как иПСКи — это прямые производные зрелой ткани, и они позволяют достичь нужного генетического соответствия применительно к любому пациенту» — говорит Хосе Сибелли (Jose Cibelli, один из авторов исследования, профессор кафедры зоологии Мичиганского университета).

По словам учёных,

гены ASF1A и OCT4 работают в тандеме с лигандом — гормоноподобным веществом, продуцируемым ооцитами, — GDF9 (фактор роста/дифференциации 9), обеспечивая процесс перепрограммирования клеток.

По словам профессора Сибелли, учёные уверены в том, что ASF1A и GDF9 — лишь малая часть участников перепрограммирования клеток, и неизвестные компоненты, задействованные в данном процессе, лишь предстоит открыть.

2. sciencedaily.com