Фрагменты генома, функция которых неизвестна, могут играть ключевую роль в рождении новых белков

Рибосомы и трансляция.

Сотрудники отделения биомедицинской информатики научно-исследовательского института госпиталя «дель Мар» недавно опубликовали результаты проведённого ими исследования на страницах журнала eLife. Данные результаты показывают, что некодирующие РНК (нкДНК) играют важную роль в эволюции новых белков, некоторые из которых могут выполнять важные функции в клетке. Эти функции лишь предстоит открыть.

Рибосомы обеспечивают синтез белковых молекул на основе РНК-матриц. Однако, лишь 2% генома человека — это РНК, содержащая информацию, необходимую для синтеза белков (кодирующая РНК). Другие транскрибируемые части генома человека могут представлять собой «эволюционный шум». Речь о фрагментах ДНК, которые переписываются в РНК произвольно, без конкретной биологической необходимости. В настоящее время благодаря новой методике секвенирования удалось выяснить, что многие из таких транскриптов (нкДНК) могут быть так же транслированы в белки. Такое положение дел вызывает появление новых вопросов.

«Мы подтвердили, что у всех изученных шести групп организмов: людей, мышей, рыб, мух, дрожжей, растений — многие нкРНК присоединялись к рибосомам и были готовы к трансляции в белки. Данное обнаружение подтверждает то, что они способны функционировать как депо для синтеза новых белков» — объясняет профессор Мар Альба (Mar Albà, специалист научно-исследовательского института госпиталя «дель Мар» [Hospital del Mar Medical Research Institute, IMIM]).

В рамках проведённого исследования удалось обнаружить 2500 нкРНК, которые ещё не были изучены, кроме тех, которые были обнаружены ранее.

Это может подтверждать то, что они возникли недавно. Данная гипотеза подкрепляется тем фактом, что свойства нкРНК молекул демонстрируют множественную схожесть со свойствами «молодых» генов, которые участвуют в продукции белков.

«Рождение нового функционального белка — это процесс проб и ошибок, вероятно, требующий синтеза множества транскриптов, которые не проходят проверку временем. Некодирующие РНК подходят для этой роли. Изучение близких видов позволит нам лучше понять, как формируются новые кодирующие гены, и определить те из них, которые могут быть функциональными. Так же было бы интересно изучить связь между изменением моделей экспрессии нкРНК и определёнными заболеваниями» — говорит профессор Мар Альба.

1. Science Daily