Физики: термоядерный синтез впервые вышел в энергетический "плюс"

Международный коллектив физиков разработал методику, позволяющую провести термоядерную реакцию и получить больше энергии, чем было «закачано» в топливо, и успешно проверил ее в деле, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Нам еще многое предстоит сделать и решить множество физических проблем, прежде чем мы сможем добраться до главной нашей цели — самоподдерживающейся термоядерной реакции. Наша команда работает над решением всех этих вопросов и это является именно тем, с чем мы лучше всего умеем справляться», — заявил Омар Харрикейн из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Ливерморе (США).

Харрикейн и его коллеги смогли «выйти из минуса» и сделать существенный шаг к управляемому термоядерному синтезу при помощи оригинальной технологии запуска этой реакции.

Ключевым компонентом их методики является особая капсула из двух слоев золота и других металлов, в которую помещается небольшая порция смеси дейтерия и трития.

Эта капсула служит своеобразным «прессом», который сжимает топливо при запуске и во время течения реакции. Благодаря этому сжатию альфа-частицы, возникающие при слиянии трития и дейтерия, начинают терять энергию внутри капсулы, что разогревает топливо и усиливает реакцию. Для запуска этой «самораскрутки» необходим сильный лазерный импульс, чья энергия и мощность постепенно меняются таким образом, что внутри капсулы возникают пучки рентгеновских лучей, сжимающих топливо.

В принципе, как отмечают сами авторы статьи, их технология пригодна для запуска полноценной термоядерной реакции. Пока этому мешает относительно низкая мощность доступных нам лазеров и то, что оболочка капсулы и само топливо нагревается во время их сжатия.

Тем не менее, даже относительно несовершенные прототипы Харрикейна и его коллег выделяют больше энергии во время реакции, чем ученые тратили на ее запуск. Данный факт позволяет надеяться на то, что

эта технология привлечет внимание других ученых, которые помогут авторам статьи довести ее до ума.

Petr21 аватар

Ну теперь давайте без эйфории и ложных представлений. Лазеры работают от электроэнергии, причем коэффициент преобразования электроэнергии в излучение лазера ну явно не 100%. -----В ходе последнего эксперимента уровень выделявшейся энергии достиг максимального значения — 17 килоджоулей. Топливо при этом поглотило не более 10 килоджоулей. Однако, следует иметь ввиду, что поглощенная энергия составляет лишь малую (менее процента) долю энергии, затраченной на лазерный импульс, с помощью которого ученые пытаются инициировать термоядерный синтез.---- КПД лазера менее 1% – это реальный результат. Но сначала нужно эту электроэнергию произвести из полезных ископаемых(как бы там шапками не закидывали, а коэффициент преобразования углеводородов в электроэнергию ~ 40%). Далее нужно произвести дейтерий и тритий – огромный ряд центрифуг потребляющих электроэнергию месяцами. Нужно не забывать и о крайней недолговечности такого рода лазеров и многое-многое другое. Есть более разумные направления применения дейтерия и трития для производства энергии(да и вообще, что это такое водород-это не протон, дейтерий и тритий). Вспоминается высказывание одного из столпов ядерной физики(всемирно известный, но фамилию забыл) – Вопрос – когда будет работать термоядерный синтез? – Ответ через 10 лет. Через 10 лет опять спросили англичанина.- Ответ(со свойственным убеждением) – Через 10 лет, Я своих мнений не меняю. Сначала нужно реально знать строение атома(а не шарики описывать в виде протонов, нейтронов и электронов). Есть ли такие новые знания – ответ – да они есть, но эти знания никому не нужны(никто у кормушек-грантов не пойдет на изменение школьных и институтских знаний).

guryan аватар
«Для запуска этой «самораскрутки» необходим сильный лазерный импульс, чья энергия и мощность постепенно меняются таким образом, что внутри капсулы возникают пучки рентгеновских лучей, сжимающих топливо.»

Это что, ученые несут такую чушь?