Анатолий Чубайс: «Российская инновационная экономика не может существовать в отрыве от мировой»

Открытие нанотехнологического центра в Дубне вылилось в целый ряд оживленных диалогов, сначала председателя правления «УК «РОСНАНО» Анатолия Чубайса с авторами представляемых ему проектов, затем – журналистов с Анатолием Чубайсом. И диалоги эти получились весьма насыщенными.

Как мы уже сообщали, председатель правления «УК «РОСНАНО» назвал российские наноцентры (сейчас открыты 8, включая дубненский) фабриками по производству стартапов, отметив, что из 250 с лишним стартапов во всех наноцентрах более 40 развиваются в Дубне.

«Конечно, не каждый из них станет Apple или Google, но именно так рождались в свое время Apple и Google», – сказал он.

Журналисты попросили А.Б. Чубайса рассказать, какие из проектов, представленных на открытии наноцентра «Дубна», особенно ему понравились. Анатолий Чубайс ответил:

"Мы видели десяток (даже больше) проектов, и тот факт, что они существуют уже в момент открытия наноцентра, означает, что, во-первых, есть среда, откуда эти проекты вырастают, – это и Объединенный институт ядерных исследований, и дубненский университет, и другие серьезные исследовательские центры, которые имеются в городе. Во-вторых, это означает, что правильно работает команда наноцентра.

Что понравилось? Есть очень эффектные вещи – вы видели, как материал, покрытый гидрофобным покрытием, полностью отталкивает воду? Согласитесь, эффектно смотрится. А поскольку речь идет не просто о демонстрации эффекта, а о покрытии, которое уже продается, в том числе для автомобилистов, для покрытия стекол автомобиля, речь явно идет о коммерческом продукте с содержательным потенциалом. Было много заходов в эту тему, и из известного мне по тематике гидрофобных покрытий, водоотталкивания это, как мне кажется, лучшее, что есть в стране. Мало того, авторы говорят, что их продукты по ряду параметров (и убедительно это доказывают, аргументируют) лучше, чем мировые. Посмотрим – пока это еще стартап, только начал реализовывать свой продукт. Но эффект сильный, широта применения – от автомобильного стекла до плоского стекла в зданиях, одежда, тара и упаковка для защиты от атмосферных осадков и т.д. Конечно, в этом есть и некоторая сложность: когда очень много разных сфер применения, а стартап маленький, разбегается во все стороны одновременно и не всегда способен собраться. Я надеюсь, что этого риска избегут. Эта история мне очень понравилась.

Очень интересно то, что мне показали по электрохромному стеклу. Это очень интересная технология, которая в мире сейчас явно развивается. Есть первая стадия – энергоэффективное стекло, недавно в Московской области с Д.П. Буцаевым мы запустили завод по его производству, это стационарное покрытие, обеспечивающее энергоэффективность. А вот то, что здесь сделано, это следующая стадия – электрохромное стекло, когда с помощью подачи тока при очень небольшом напряжении, порядка 6 вольт, можно регулировать интенсивность пропускания света и даже цветовой спектр. То есть вы можете простыми способами изменить свет и цвет, попадающий в помещение – ночью, в зависимости от погоды и т.д. Это, возможно, следующее поколение стекла с новыми свойствами.

Еще один из стартапов связан с космецевтикой, это косметические препараты с медицинскими эффектами. Сегодня этот проект, вместе с Алексеем Гостомельским, представлял генеральный директор объединения «Свобода». Объединение «Свобода» – один из известных российских брендов в этой сфере, это промышленное предприятие с серьезным бизнесом, со стомиллионным оборотом (в долларах). И генеральный директор у себя на площадях размещает те продукты, которые выращены здесь в наноцентре, и из них дальше будет создавать серийную продукцию. Это одна из технологий выхода в серию. И работа наноцентра показывает, что даже на таких ранних стадиях, которые мы здесь видели, выход в серию уже продемонстрирован.

  • В Дубне собраны такие разные проекты, требующие разных условий и разного оборудования. Насколько это удобно – развивать их на одной территории?

«В момент создания наноцентра первое, что анализировалось, технологический профиль, точнее говоря, набор технологических профилей. Наноцентр в Дубне, к примеру, сильно отличается от наноцентра в Мордовии. Наноцентр в Мордовии сильно отличается от Ульяновска, в Ульяновске сильно отличается от Казани и так далее. Состав технологических профилей в наноцентре в Дубне выбирался, исходя из той научно-технической среды, которая сформирована в регионе. Правильно или неправильно это выбрано, сейчас, может быть, судить еще рановато, тем не менее, тот факт, что есть 40 живых проектов, показывает, что выбор правильный. Практически все, что выбрано, выбрано с опорой на научно-техническую базу, которая существует в регионе, и в то же время в распределении с другими наноцентрами, у которых есть другие компетенции, дополняющие Дубну».

  • Можно ли оценить объем российского рынка нанотехнологий – о каких суммах может идти речь?

«Мы обычно измеряем два показателя. Один из них – те компании¸ которые мы сами создали и в них вложились, а второй – общий объем этого рынка в целом. У нас есть целевая задача: в 2015 году (который, собственно, уже на подходе) объем производства наших компаний должен составить 300 млрд рублей, а объем производства независимых нанотехнологических компаний  – 600 млрд рублей. Судя по тому, что мы фактически имеем сегодня, на середину 2014 года, я думаю, что мы с высокой вероятностью эти целевые показатели – оба – выполним».

  • На какую долю мирового рынка могут претендовать российские нанотехнологии, есть ли цель стать одним из основных производителей нанотехнологий и насколько она реальна?

«Да, есть. Такая цель была поставлена еще в момент создания РОСНАНО, и за это время динамика налицо. Существуют независимые международные аналитики, которые рейтингуют страны. Определили состав стран-лидеров, их шесть или семь сейчас, затем догоняющие и т.д. В этом рейтинге, по оценкам авторитетных международных аналитиков, Россия за последние четыре года сделала большой шаг вперед. Мы были, прямо скажем, в самой отстающей группе, если быть более точным, собственно, в никакой – у нас не было ничего. А на сегодня очевидно международное признание того, что Россия сильно продвинулась. Вместе с тем мы не вошли еще в лидирующую группу. Для того, чтобы войти в лидирующую группу, мы должны выйти примерно на 2,5–3 процента мирового рынка. Поверьте, это цифра очень серьезная, поскольку мировой рынок измеряется сотнями миллиардов и триллионами долларов. Но если тот темп, который взят сегодня страной, будет удержан, если поменьше будут вставлять палки в колеса, если удастся преодолеть наше обычное правило, что любое доброе дело должно быть наказано, то, думаю, у нас есть реальный шанс действительно сделать Россию одним из участников группы мировых лидеров по наноиндустрии».

  • В какие сроки – пять лет, больше?

«На словах можно многое что сказать, но это вещь измеряемая. Мы сейчас заканчиваем методику такой международно признанной оценки. Думаю, что по итогам 2015 года будут первые цифры, которые должны это предварительно подтвердить. Но мы не заканчиваем деятельность 2015 годом. Считаю, что в период 2015–2020 годов, при правильном развитии событий, Россия вполне может стать одним из мировых лидеров в этой сфере».

  • Повлияли ли санкции западных стран на российскую нанотехнологическую сферу?

«Не надо бить себя, что называется, пяткой в грудь – потенциально, конечно же, мы завязаны на мир, и российская инновационная экономика не может существовать в отрыве от мировой инновационной экономики. Так не бывает. Если ты создаешь ее изолированно, это означает, что ты создаешь какую-то дворовую историю, ну, и рассчитывай потом на игру в дворовой команде. Мы рассчитываем на мировую историю. И то, что мы делаем, по замыслу должно стать важнейшей частью мировой инновационной индустрии, заняв те ниши, в которых мы собираемся вытеснить наших конкурентов. Именно поэтому мы и уязвимы – потому что любая серьезная инновационная технология, даже те, которые представлены здесь, на самых ранних стадиях, все равно по компонентам, полуфабрикатам, сырью, оборудованию, так или иначе требуют уникального оборудования. В этом смысле уязвимость существует. К счастью, пока на сегодня было несколько острых точек, ни по одной из них мы не оказались в сложном положении. Решения найдены. Надеюсь, что хватит здравого смысла политикам избежать обострения ситуации и предотвратить какие-то секторальные санкции, которые могут сильно ударить».

chubays_1.jpgАнатолий Чубайс

chubays_i_panteleev.jpgДиалог Анатолия Чубайса и Евгения Пантелеева, генерального директора косметического объединения «Свобода» (проект «Космецевтический инкубатор»)

otkrytie__obshchiy.jpgЗнакомство с проектами наноцентра «Дубна»

gostomelskiy.jpgГенеральный директор наноцентра «Дубна» Алексей Гостомельский

Фото Елены Ягафаровой.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Вера Федорова, консультант по СМИ дирекции программы развития наукограда Дубна