Американские физики превратили бактерий в живые жидкие кристаллы

Американские физики смогли превратить бактерий в своеобразные «живые» жидкие кристаллы, управляя их движением и положением в пространстве, меняя концентрацию кислорода, температуру и другие свойства той питательной среды, в которой они живут, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В последние годы ученые находят крайне необычные применения различным бактериям и другим представителям микромира.

Так, в 2011 году биоинформатики смогли превратить кишечную палочку в биокомпьютер, способный производить логические операции, а также в светящиеся биопиксели.

Олег Лаврентович из университета Кента (США) и его коллеги нашли новое применение микробам, обратив внимание, что коллективное движение некоторых бактерий напоминает то, как перемещаются жидкие кристаллы в сосудах в присутствии электрического поля.

Авторы статьи предположили, что

подобные перемещения бактерий можно использовать для изменения положения кристаллов.

Они приобрели небольшое количество нетоксичных жидких кристаллов, аналоги которых применяются при изготовлении дешевых ЖК-дисплеев, и поместили их в сосуд, где находилась колония сенных палочек (Bacillus subtilis). Затем они «взболтали» раствор, равномерно распределив микробов и кристаллы.

Данная смесь является своеобразными «живыми» жидкими кристаллами. Использованные ими микробы крайне чутко реагируют на изменения в уровне кислорода и температуры, и пытаются покинуть участки с неблагоприятными условиями среды.

Лаврентович и его коллеги научились манипулировать этими параметрами таким образом, что движение микробов меняло свойства кристаллов, раскрывая мельчайшие детали их структуры и свойств.

Как отмечают физики,

пока эта технология не пригодна ни для каких практических целей. Тем не менее, она может помочь создать различные датчики на базе «биокристаллов», а также разработать новые методы изучения свойств «обычных» жидких кристаллов.