Японские ученые впервые вырастили слюнные и слезные железы в пробирке

Японские биологи впервые смогли вырастить слюнные и слезные железы из особых культур-«заготовок» и пересадить их в тело живой мыши, что свидетельствует о возможности использования таких органов для замены поврежденных частей тела, говорится в двух статьях, опубликованных в журнале Nature Communications.

В последние годы ученые активно пытаются создать «копии» органов человека и животных, используя как эмбриональные стволовые клетки, так и специальные заготовки из взрослых стволовых клеток (ASC), способные превращаться в разные компоненты тканей.

Так, в июле 2013 года японские биологи под руководством Хидэки Танигути смогли вырастить искусственный аналог печени и «подключить» его к кровеносной системе мыши.

Такаши Цудзи (Takashi Tsuji) из университета Кейо в Токио (Япония) и его коллеги добавили к числу таких проектов сразу два органа — слюнные и слезные железы, изучив процесс формирования этих желез внутри зародыша мыши. Наблюдая за формированием различных слоев этих органов, авторам статьи удалось выделить особый набор из белков и прочих сигнальных молекул, дирижирующих их развитием.

Используя этот «коктейль», группа Цудзи вырастила несколько слюнных и слезных желез в пробирке, на что у них уходило всего около 3–5 дней. Убедившись в полноценности этих органов, ученые попытались пересадить их в тело мышей, у которых данные железы не функционировали.

По их словам,

органы прижились буквально через несколько дней после операции и остановили потерю веса и зрения, которые наблюдались у грызунов с поврежденными слюнными и слезными железами. В частности, все грызуны с пересаженными слюнными железами выжили, тогда как все их сородичи в контрольной группе погибли через пять дней после начала эксперимента.

Результаты этих исследований говорят о реалистичности использования таких «заготовок» в качестве «запчастей», способных заменить некорректно функционирующий орган уже в ближайшем будущем, заключают Цудзи и его коллеги.