Яд сколопендры помог ученым создать анальгетик-заменитель морфина

Биохимики создали сильнейший анальгетик, сопоставимый по силе с морфином и не вызывающий привыкания, на базе одной из коротких белковых молекул, составляющих основу яда китайских красноголовых сколопендр, говорится в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Яды многих животных состоят из десятков и сотен компонентов, часть из которых может быть использована в качестве лекарств и обезболивающих.

К примеру, в октябре 2012 года французские биологи смогли превратить один из компонентов яда черной мамбы в мощнейший анальгетик-мамбалгин.

Гленн Кинг (Glenn King) из университета Квинсленда в Брисбане (Австралия) и его коллеги добавили в «копилку» природных анальгетиков еще один препарат, обнаружив в яде одной из многоножек особое вещество Ssm6a.

Кинг и его коллеги изучали работу болевых нервных клеток, на поверхности которых присутствуют рецепторы NaV1.7, необходимые для передачи сигналов между нейронами. Ранее ученые обнаружили, что люди, у которых эти рецепторы не работают из-за дефекта в ДНК, не способны чувствовать боль.

Перебирая молекулы, взаимодействующие с этими рецепторами, ученые заметили, что яд китайских красноголовых сколопендр полностью подавляет их работу. Этот факт побудил биохимиков разделить его на составляющие и выделить молекулу Ssm6a.

Она представляет собой короткий белок из 46 аминокислот, структура которого не похожа ни на один другой белок или любую органическую молекулу. Эксперименты на живых мышах, в ногу которых был введен раздражитель, показали, что Ssm6a блокирует передачу сигналов боли даже в сверхмалых концентрациях, от 130 микрограмм вещества на килограмм массы тела.

По словам ученых,

данный белок справляется с болью столь же эффективно, что и морфин, и при этом не вызывает привыкания, не повреждает рецепторы и нервные клетки, а также побочных эффектов при десятикратной передозировке.

Поэтому авторы статьи призывают начать клинические опыты с Ssm6a на грызунах и добровольцах.