Все больше состоятельных людей хотят стать бизнес-ангелами

Завершилась вторая российская Неделя бизнес-ангелов, ключевыми мероприятиями которой стали Зимний университет Европейской ассоциации бизнес-ангелов и Ежегодный конгресс Национальной ассоциации бизнес-ангелов. Цель их одна – увеличить число локальных участников рынка венчурных инвестиций, особенно ранней стадии.

Открывая конгресс, президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА), генеральный директор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин подчеркнул, что за последние пять лет российский рынок сделал серьезный скачок – как качественный, так и количественный. Это подтверждают и мировые эксперты: рейтинг Dow Jones по итогам прошлого года признал российский рынок самым динамичным по темпам роста и четвертым по объему в Европе. По словам Фокина, позитивным изменением можно назвать уже то, что роль бизнес-ангелов в системе инвестиций стала более понятной, термин «бизнес-ангел» стал употребим – не так часто, как «предприниматель», но все же появилось больше понимания того, кто такие эти ангелы и что они делают.

По данным обследования, проведенного по заказу РВК, на российском рынке сегодня действуют несколько тысяч бизнес-ангелов, а совокупный объем их инвестиций составляет ежегодно несколько сотен миллионов долларов. Однако в ассоциации входят только 300–400 бизнес-ангелов – это те, кого не пугает открытость, кто не боится быть публичным и рассказывать о том, в какие проекты вкладывается. Один из таких людей, управляющий партнер Altair Capital Игорь Рябенький рассказал, что пару лет назад заметные сделки можно было пересчитать по пальцам, сегодня же растет активность и предпринимателей, и инвестиционного сообщества – все больше состоятельных людей хотят попробовать стать бизнес-ангелами. Однако порой успеху мешает отсутствие культуры инвестирования. Рябенький отметил, что ее предстоит формировать, поскольку часто у инвесторов нет понимания, что их собственный бизнес и вложения в стартапы – это не одно и то же.

«Когда ты вкладываешься как бизнес-ангел в проект, нельзя жестким образом вмешиваться в процессы, это не твой бизнес, и слишком большое давление может загубить проект. Надо просто поддерживать», – сказал инвестор.

Еще одна особенность российского рынка – это преобладание на нем сделок в сфере IT. Другие приоритетные сектора, которые имеют не меньшее право на жизнь, предполагают больший цикл развития. Нельзя, например, вложить деньги в биотех и ждать результата через год. По словам Игоря Рябенького, наукоемкие проекты, требующие длительных исследований и апробации, вообще не подходят для бизнес-ангельских инвестиций. Проекты, которые не приносят быстрой отдачи, нужно поддерживать совместными усилиями бизнеса и государства, считает инвестор. Он обратил внимание на то, что часто вложиться в тот или иной проект мешает зарегулированность сектора. Он привел в пример экологические проекты, среди которых встречаются очень интересные – например, направленные на очистку городов от мусора.

«Они, может быть, дадут и быструю отдачу, но так как я не понимаю, как это все проводить через бюрократические структуры, я туда не лезу. Нужна большая поддержка и от регулятора, и от законов. Тогда перекос рынка в сторону IT можно поправить», – сказал Рябенький.

Государство в лице институтов развития также поддерживает рынок. Коммерциализацией и трансфером технологий из науки в бизнес занимается, в частности, Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Управляющий директор управления инфраструктурных проектов фонда Евгений Евдокимов рассказал о создаваемых наноцентрах, каждый из которых – это гибрид инкубатора, центра прототипирования, консультационного центра и т.д. В наноцентр, которых открыто несколько в разных городах России, можно обратиться с разработкой на любой стадии – ее помогут «допаковать» и представить бизнес-ангелу или другому инвестору. Либо предложат другой путь коммерциализации технологии – не через стартап, а через продажу лицензии.

«Я сам 10 лет занимался венчурными инвестициями и понимал, что такого рода участия государства не хватает, – рассказал Евдокимов. – По опыту работы наших наноцентров мы видим, что если правильно вести диалог, все возможно – и совместные сделки, и инвестиции всех стадий. Нужно только предложить недостающие формы господдержки частных инвестиций, а именно дешевую инфраструктуру. Оборудование мы закупаем на баланс фонда, а площади, как правило, предоставляют региональные власти».

Наноцентры сделали около двух десятков проектов с бизнес-ангелами. При этом, по словам Евдокимова, далеко не все готовы вкладываться в IT – просто потому, что не все разбираются в этой сфере. Некоторые инвесторы предпочитают вкладываться в материальные проекты. Однозначно непривлекательна лишь «тяжелая» инфраструктура – как правило, это оборудование, которое быстро устаревает.

«Несмотря на то, что мы «руками» лезем в каждый проект, все равно мы не можем на 100% занять предпринимательскую позицию. Обязательно должен быть человек, который отвечает за проект, за его выход на рынок, за каждую вложенную копейку», – добавил Евдокимов.

Эксперты отметили важность проведения мероприятий, подобных Неделе бизнес-ангелов, так как они служат «точкой входа» на рынок потенциальных инвесторов. Человек должен понимать, куда он может пойти, кому задать вопросы, отметила директор департамента развития и стимулирования инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова, поэтому таких «точек входа» должно становиться все больше.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (1 vote)
Источник(и):

Евгения Носкова, Российская газета

НОР