Ученые усомнились в необычности размеров лобных долей мозга человека

Лобные доли человеческого мозга оказались вполне «обычными» по своим размерам, сравнимыми с аналогичными частями мозга у приматов, что не позволяет говорить об их особой роли в эволюции нашего интеллекта, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Считается, что рост лобных долей мозга был особенно важен для развития способностей мыслить и членораздельно говорить. Довольно долго считалось, что их внушительные размеры были именно тем, что делает нас людьми. Нам удалось показать, что, на самом деле, это не так — наши лобные доли аналогичны по размерам той же части мозга приматов, если их увеличить до человеческих размеров», — заявил Роберт Бартон(Robert Barton) из Даремского университета (Великобритания).

Бартон и его коллеги пришли к такому выводу, сравнив структуру мозга и размеры отдельных его элементов у человека, шимпанзе и других приматов. Анализируя различия в их устройстве, в том числе размеров и структуры лобных долей, ученые пытались «восстановить» историю эволюции нашего мозга.

Авторы статьи заметили, что разные части мозга — к примеру, кора полушарий и белое вещество — вели себя по-разному при увеличении объема мозга. Так, рост белого вещества сопровождался пропорциональным увеличением числа нейронов, тогда как в случае с корой их число практически не менялось. Набрав достаточное количество данных, ученые «увеличили» мозг нескольких обезьян и сравнили их с человеческим.

Оказалось, что объем лобных долей и количество нервных клеток в «увеличенном» мозге приматов было в целом сопоставимо со значениями, характерными для нашего мозга.

Это позволяет говорить о том, что чрезмерно крупные лобные доли не являются отличительной чертой человека, позволившей ему обрести способность мыслить и говорить. Ученые полагают, что секрет человеческого разума следует искать в сложных цепочках нейронов, соединяющих разные части нашего мозга и отсутствующие у приматов.