Ученые СО РАН обнаружили у кур неизвестную болезнь, поражающую сердце

Ученые Сибирского отделения РАН обнаружили у кур ранее неизвестную болезнь, поражающую сердце, легкие и кости и потенциально угрожающую другим живым существам, сообщает в понедельник Центр общественных связей СО РАН.

Исследования проводятся Институтом химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН и Институтом экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока (ИЭВСиДВ) СО РАСХН.

Ученым удалось не только обнаружить заболевание, но и выявить возбудителя, установив, что им является ранее не описанная бактерия.

«В результате вскрытия у кур наблюдалось поражение сердца, в частности, эндокарда. Также интересные патологии мы обнаружили в легких и костях, однако, все было завязано на то, что возбудитель паразитирует в кровеносных сосудах, и от этого все идет», — приводятся в сообщении слова заведующего сектором молекулярной биологии ИЭВСиДВ СО РАСХН Василия Афонюшкина.

Заболевание получило название «бактериальный эндокардит кур», но, по словам биолога, нельзя гарантировать, что болезнь способна поражать только этих птиц — чувствительными могут оказаться и другие животные. Кроме того, спектр органов, подверженных патологиям, может расшириться.

Анализ генома микроба-возбудителя болезни показал, что

наиболее близким видом для этого микроорганизма является бактерия Lactobacillus salivarius.

«Это классическая бактерия, которая используется для приготовления пробиотических продуктов наряду с другими подобными молочнокислыми "собратьями», которые, по общему утверждению, очень полезны", — пояснил руководитель лаборатории фармакогеномики ИХБФМ Максим Филипенко, который цитируется в сообщении.

«Впрочем, среди родственников Lactobacillus salivarius числятся и другие патогены: например, возбудитель рожистой инфекции человека», — отметил в свою очередь Афонюшкин.

Найденная сибирскими учеными бактерия может довольно долго циркулировать в кровеносной системе организма. За это время должен сформироваться иммунитет, но почему этого не происходит, еще предстоит выяснить в дальнейшем.

В то же время, исследователи уверены, что массового заражения людей ранее неизвестная бактерия не вызовет. Как отмечается в сообщении, ветеринарные врачи работали в очагах заражения кур без специальной защиты, и все они живы. К тому же, как выяснилось, возбудитель болезни быстро погибает во внешней среде.