Ученые: нейронные сети мозга могут включать и выключать друг друга

Механизмы взаимного включения и выключения общефункциональных систем нейронов (нейронных сетей) были предсказаны при экспериментах на животных. Группе ученых из Стэндфордского университета удалось впервые выявить такой механизм в человеческом мозге, а также искусственно активировать его.

Возбуждение «активных» нейронных сетей в мозге приводит к выключению «пассивной», и наоборот, говорится в статье американских ученых, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Это углубляет наше понимание механизмов, которые используют основные нейронные сети мозга для координации обработки информации. Учитывая, что проблемы с сообщением между нейронными сетями при обработке информации приводят к психофизиологическим расстройствам, результаты исследования помогут найти методики по лечению болезней вроде аутизма и синдрома Альцгеймера», — говорится в статье.

Механизмы взаимного включения и выключения общефункциональных систем нейронов (нейронных сетей) были предсказаны при экспериментах на животных. Группе ученых во главе с Эшли Чен (Ashley Chen) из Стэндфордского университета удалось впервые выявить такой механизм в человеческом мозге, а также искусственно активировать его.

Для этого ученые выбрали 24 добровольцев. Испытуемые прошли через два восьмиминутных сеанса безболезненной магнитной стимуляции коры головного мозга. Воздействие оказывалось на ключевые нейронные узлы двух сетей в коре мозга — центральной исполнительной (CEN) и сети SN, отвечает за познавательные и эмоциональные функции, которые, как предполагалось, должны были при возбуждении подавить сеть пассивного режима работы мозга (DMN).

Гипотеза оказалась верна — активность DMN значительно снизилась при возбуждении нейронов в сетях CEN и SN, и наоборот. Существование этой обратной пропорции ученые связали с функциями нейронных сетей: CEN и SN отвечают за активный режим мозга при выполнении каких-либо заданий, а DMN — за режим покоя. Вероятно, при активации одной сети, другая оказывается не нужна, и энергия перераспределяется туда, где она необходима в данный момент.

Ученые отмечают, что сама физиология взаимодействия нейронных сетей пока что остается неясной.