Ученые нашли "рецепт" нового композита, исследуя древнюю морскую губку

Ученые изучали ископаемые в канадской формации Берджесс-Шейл. Их ключевой находкой стала морская губка Vauxia gracilenta возрастом 505 миллионов лет. В ее останках ученые обнаружили хитин – производное глюкозы, из которого состоят скелеты губок, ракообразных, насекомых.

Хитин из тканей ископаемой губки, «переживший» за миллионы лет температуры до 260 градусов Цельсия, подсказал ученым способ создания новых композитных материалов, сочетающих свойства живой и неживой материи, сообщил РИА Новости профессор Герман Эрлих (Hermann Ehrlich) из Института экспериментальной физики во Фрайберге (Германия).

Эрлих и его коллеги изучали ископаемые в канадской формации Берджесс-Шейл.

Их ключевой находкой стала морская губка Vauxia gracilenta возрастом 505 миллионов лет. В ее останках ученые обнаружили хитин — производное глюкозы, из которого состоят скелеты губок, ракообразных, насекомых. Находка ученых была признана самым древним сохранившимся образцом хитина на сегодня.

Известно, что ископаемые в формации Берджесс-Шейл претерпевали температуры вплоть до 260 градусов. Это натолкнуло ученых на мысль проверить, как хитин переносит высокие температуры. Они обнаружили, что

он не разрушается даже при 400 градусах. Это дает возможность применять его для создания нового типа композитных материалов, которые будут сочетать свойства живой и неживой материи.

«Если мы возьмем хитин и применим к нему реакции гидротермального синтеза в диапазоне от 60 до 400 градусов, то сможем на таких матрицах выращивать кристаллы различных оксидов металлов» — сказал Эрлих.

Например, таким образом можно создать материал, который одновременно будет эластичным и будет обладать свойствами металла, в частности, проводимостью. Среди возможных применений материалов нового типа — фильтры для очистки горячих промышленных стоков, а в сочетании с кальцийфосфатами — имплантаты, которые будут временно заменять собой поврежденную кость и растворяться по мере восстановления естественной костной ткани, пояснил ученый.

В исследованиях под руководством Эрлиха приняли участие в том числе сотрудники Института математики Коми научного центра УрО РАН и Центра «Биоинженерия» РАН. Статья с результатами работы опубликована в журнале Nature Scientific Reports.